Политические символы и политические ритуалы.

Политические символы - это знаки и предметы, выражающие определённые политические явления, идеи, понятия.Ими могут быть флаги, знамёна, гербы, гимны и т. д. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Символы являются специфическим средством общения между людьми, они помогают им определить свою позицию по отношению друг к другу, принадлежность к той или иной социально-политической общности.

Политический ритуал – это совокупность определённых обязательных действий и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приёмов и других политических мероприятий.Функции политических ритуалов состоят в социализации, интеграции, мобилизации населения.

5. Политические мифы. Политическими мифами обычно называют иллюзорные представления, выступающие в качестве средств ориентации, интеграции, мобилизации больших масс людей, они часта являются обоснованием целей деятельности государства В качестве примеров политических мифов можно назвать различные националистические мифы (представления о превосходстве какой-либо нации над другими, об их особой миссии), миф об единой общенародной воле, коммунистический миф, миф о рыночной экономике как средстве решения всех социальных проблем и др.

Политические культуры конкретного общества бывают гомогенными (однородными) и интегрированными. Интегрированная политическая культура наряду с доминирующей политической культурой включает в себя и инородные элементы в виде политических субкультур. Эти субкультуры представляют собой совокупность компонентов, которые значительно отличаются от доминирующей в обществе политической культуры.

Функциями политической культуры являются:

1. Регулятивная.Политическая культура организует и упорядочивает взаимодействия политических субъектов;

2. Интеграционная.Единая политическая культура объединяет различные группы в рамках одной политической системы, содействует целостности страны;

3. Охранительнаяфункция. Политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политического процесса.

4. Коммуникативная.Благодаря общим терминам, смыслам, стереотипам, присущим определенной политической культуре, достигается взаимодействие людей, обмен ими информацией.

5. Идентификационная.Наличие политической культуры (культур) позволяет индивиду отождествить себя с определенной группой, носительницей этой культуры, определить для себя приемлемые способы действий, самоопределиться через выбор политической культуры.

6. Ориентационная.Политическая культура придает смысл политическим явлениям, помогает индивиду сделать выбор между возможными вариантами действий;

7. Адаптационная.Освоение наличной политической культуры позволяет индивиду успешно действовать в политической сфере, реализовывать свои права, интересы.

Типы политической культуры

Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего, что позволяет их типизировать, то есть соотносить с определенным типом политической культуры как некой теоретической моделью, включающей в себя ряд определенных признаков.

Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователямиГ.Алмондом и С.Вербой.Они выделили три типа политической культуры:

1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения;

2. Подданническая политическая культура.Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения;

3. Активистская политическая культура.Для этой культуры свойственная отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.

В чистом виде указанные выше типы встречаются редко. Отсюда возможно наличие промежуточных типов. Этопатриархально-подданический, подданически-активистский, патриархально-активистский типы культуры.

Кроме этого по разным основаниям выделяют следующие типы культуры:тоталитарный, авторитарный, демократический, архаический, элитарный, представительский, высокой гражданственностии др.

Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.

Запад Власть обусловлена превосходством одного человека над другим. Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом. Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу.     Тяготение личности к сложным формам организации политической жизни. Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними. Приоритет общегосударственных законов над частными нормами. Понимание различия между моральной и правовой мотивацией в действиях.     Восток Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей. Политика- средство утверждения гармонии, занятие для избранных. Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности.   Стремление к упрощение политического процесса.   Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею.     Приоритет местных установлений и нравственной мотивации  

Наши рекомендации