Основные факторы и тенденции глобализации.
В основе предпосылок и движущих сил глобализации лежит ряд факторов, относящихся к ведущим сферам современной жизни:
Экономический фактор. Огромная концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство.
Политический фактор. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов.
Международный фактор. Динамика глобализации связывается с датами крупных международных событий. Так, называют три вехи, стимулировавшие процессы глобализации. Это, прежде всего, конференция Европейских сообществ в Люксембурге в 1985г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987г.), провозгласивший свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала. Далее, это конференция Генерального соглашения о тарифах и торговле(ГАТТ) в Пунта дель Эсте в 1986г., открывшая Уругвайский раунд переговоров (главным образом о снижении тарифов и других ограничений в торговле), который продолжался восемь лет. И, наконец, это воссоединение Германии, ликвидация СЭВ и Варшавского пакта.
Технический фактор. Средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов.
Общественный фактор. Ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле. Либерализация, дерегулирование рынков товаров и капитала усилили тенденцию к интернационализации экономической деятельности.
Одной из основных тенденций глобализации мирового хозяйства является развитие процесса регионализации, проявляющегося в интеграции, усилении взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик.
В современной мировой экономике структурно оформились три ведущих региональных торгово-экономических блока, фактически разделившие государства планеты на три крупнейшие зоны перемещения капиталов, услуг и рабочей силы:
- Западноевропейский;
- Североамериканский;
- Азиатско-Тихоокеанский.
«Ключевыми фигурами» этого экономического треугольника являются Европейский союз, США и Япония.
Интеграционные процессы характерны для многих регионов и стран мира. Главной целью интеграционных союзов является – расширение рынков за счет снятия таможенных, валютных и других барьеров, использование преимущества экономики масштаба. Образование интеграционных союзов преследует и внешние политические цели, основная из которых – создание благоприятной внешнеэкономической среды для экономики союза.
Глобализация экономики также в значительной мере связана с феноменом ТНК и операциями, осуществляемыми между их филиалами. Этот сложный и многоплановый процесс Всемирный банк характеризует как «новый регионализм»: формирование макрорегиональных пространств, увеличение социально-экономических коалиций и союзов.
38. Понятие политической коммуникации. Содержание и основные участники. +39 также
Политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику».
В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:
- Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);
- Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;
- Коммуникация через неформальные каналы
Л. Пай называл коммуникацию «паутиной человеческого общества», создающей основу для организованного установления в обществе властных взаимоотношений. К коммуникации относят институты средств массовой информации – пресса, радио, телевидение, народное искусство и т. п. Нам ближе позиция Ю. С. Колесникова, который различает средства массовой информации, средства массового воздействия и технические средства. Все это средства, обеспечивающие коммуникацию. К СМИ он относит прессе, т. е. массовые периодические печатные издания, телевидение, радио, Интернет. Средства массового воздействия включают кино, театр, цирк, все зрелищные представления и т. д., т. е. те, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телеграф, телетайп и т. п. не имеют массового охвата населения, и передаваемая информация чаще всего носит сугубо личный или групповой характер).
Массовая информация, как информационная функциональная структура, выполняет ряд функций:
· дает знание реальных объектов как природных, так и социальных;
· формирует ценностные ориентации;
· формирует общественное мнение относительно разного рода явлений и событий;
· информирует о государственной политике и политике политических партий;
· информирует о конкретном состоянии функциональных структур;
· ориентирует на определенное поведение.
Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Реципиент (аудитория)
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Обратная связь (эффективность)
Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». Если в первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядоположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.
Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информационные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).