Предмет, структура и функции политологии
Методы политологии
Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.
1. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, обычно выделяют следующие:
o институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;
o социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;
o исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;
o сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;
o системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;
o структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;
o антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;
o психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;
o бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;
o нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.
2. Во вторую группу входят философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках:
o диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;
o метод восхождения от абстрактного к конкретному;
o анализ и синтез;
o индукция и дедукция;
o обобщение.
3. Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. Сюда относят:
o опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
o наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
o статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;
o математические методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;
o метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.
Функции групп интересов
1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;
3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;
4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.
Типология групп интересов
1. С точки зрения происхождения и степени организованности:
1. Анемические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;
2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.
2. По специализации деятельности:
1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;
2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).
3. По характеру деятельности:
1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;
2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.
4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
1. организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
3. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
4. организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).
Формы (технологии) лоббизма
- через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);
- использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование изб. кампаний);
- использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);
- использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);
Тип политических режим
Демократический режим
Выделяют следующие типы демократии.
- Имитационная демократия
- Либеральная демократия
- Представительная демократия
- Прямая демократия
- Протективная демократия
- Развивающая демократия
- Модель отмирания государства
- Соревновательный элитаризм
- Плюралистическая демократия
- Легальная демократия
- Партиципаторная демократия
Авторитарный режим
Военно-бюрократический режим
Корпоративный авторитаризм
Дототалитарный авторитаризм
Дототалитарный авторитаризм
Постколониальный авторитаризм
Расовая, или этническая, квазидемократия
Султанисткий режим
Деспотический режим
Тоталитарный режим
Анархия
Предмет, структура и функции политологии
Как и любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежит рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но под особым углом зрения, с позиций своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы. Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, который подлежит всестороннему исследованию.
В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии.
Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, включающая в себя весь комплекс частных политических знаний. Сама политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической действительности, которые исследуются отдельными субдисциплинами - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.
Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, которая не стремится охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими. При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о предмете политологии, присоединимся к мнению отечественного политолога А.А. Дегтярева, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а скорее соотносятся как два "концентрических круга" накопления политического знания.
Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.
- В зависимости от изучаемой проблематики она будет включать в себя следующие направления:
- политическая философия, исследующая ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основании которых функционирует политика и власть. Кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки и ее методологическую базу;
- теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней. Теория политики имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и др.;
- политическая социология, акцентирующая внимание на социальном основании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;
- политическая психология, исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение. Эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;
- история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
- политическая антропология, которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;
- теория международных отношений, рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств. Внутри этого направления выделяют геополитику, рассматривающую использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей.
Это далеко не полный список суботраслей, представленных в структуре политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от 20 до 40 дисциплин8, что отражает процесс углубления специализации политического знания.
Вторая структура политологии предполагает разграничение фундаментальной теоретической (часто ее обозначают как "общую") и прикладной политологии.Одно направление отличается от другого целями, исследовательскими процедурами и связью с практикой. Теоретическая политология ставит своей целью получение нового знания, объяснение и понимание политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер. Напротив, прикладная политология непосредственно ориентирована на достижение реального политического эффекта9. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечным итогом исследований в этой сфере являются прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. В этом отношении это направление политологии имеет непосредственную связь с практикой. О практической направленности свидетельствует и сфера ее внимания: технологии избирательных кампаний, изучение общественного мнения, электорального поведения, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и др.
Два направления политологии дополняют друг друга. Теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях сама она опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами.
Назначение политологии для общества раскрывается в ее функциях.
- Познавательная функция заключается в исследовании многообразия политических явлений с целью получения знания о их сущности, содержании и закономерностях развития.
- Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.
- Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.
- Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.
Политическая социализация - формирование гражданской культуры. Политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.
Методы политологии
Современная политология использует многообразные теоретические, философские, общелогические и эмпирические методы исследования.
1. Среди методов теоретического познания, т.е. приемов исследования, способов обобщения и формирования системы знания, обычно выделяют следующие:
o институциональный метод, который предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи, а также фиксированные нормы, на основе которых функционируют эти институты;
o социологический метод, ориентированный на выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры;
o исторический метод, рассматривающий политические явления в процессе их становления в прошлом и развития в настоящем;
o сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных объектов (политических систем или ее отдельных структурных компонентов, моделей политических режимов в разных странах) у разных народов с целью выявления сходства и различий;
o системный метод, который применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов (политические системы, институты). Сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой;
o структурно-функциональный метод, который состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента;
o антропологический метод, исходящий в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека;
o психологический метод, направленный на изучение психологических механизмов политического поведения;
o бихевиоралистский метод, рассматривающий политику как поведение индивидов и групп, имеющих определенную мотивацию и установки. Как уже отмечалось, этот подход требует эмпирической проверки всех выводов;
o нормативно-ценностный метод оценивает политические процессы с точки зрения оптимального варианта, идеала.
2. Во вторую группу входят философские и общелогические методы, которые используются не только в политологии, но и в других науках:
o диалектический метод, который предполагает рассмотрение политических явлений с учетом их постоянного изменения, взаимосвязи частей и компонентов и внутренней противоречивости;
o метод восхождения от абстрактного к конкретному;
o анализ и синтез;
o индукция и дедукция;
o обобщение.
3. Наряду с теоретическими, в политологии применяются многочисленные эмпирические методы сбора и анализа информации, заимствованные из естественных наук, кибернетики и социологии. Сюда относят:
o опрос - один из самых распространенных методов сбора политической информации. Опрос может проводиться в форме бесед, интервью, анкетирования, позволяющей выявить состояние общественного мнения по тому или иному вопросу;
o наблюдение, которое позволяет непосредственно отслеживать политические факты. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. В первом случае события и факты отслеживаются со стороны, во втором - предполагается непосредственное участие наблюдателя в каком-либо событии или деятельности организации;
o статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта;
o математические методы, которые открывают возможность для моделирования политических процессов;
o метод моделирования. Модель - это схематический образец изучаемого объекта, отражающий его сущностные качества. Моделирование позволяет проверить гипотезы, составить прогнозы, объяснить или описать какие-либо политические явления и процессы.