История установления праздника
История праздника
22 октября (1 ноября) 1612 годa бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери и, согласно гораздо более позднему свидетельству, поклялся построить храм в память этой победы. 23 октября (2 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (24 октября [3 ноября]) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого правителя из династии Романовых.
В 1630-е годы на Красной площади появился Казанский собор, который некоторые историки считают обетным. В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 22 октября (по юлианскому календарю), когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» сохраняется в православном и народном календаре доныне.
В XX и XXI веках дню 22 октября по юлианскому календарю соответствует в григорианском календаре 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.
Дискуссия вокруг праздника
После введения поправки к Трудовому кодексу и появления нового праздника в обществе разгорелась бурная дискуссия. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось[1]:
4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе
Однако высказывались мнения, что праздник 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными выше событиями, приводились рассуждения о способе датирования старых праздников в новом стиле. Все эти мнения сводятся к одному: в целях отмены советского праздника Великой Октябрьской социалистической революции, а также досрочного завершения работы над законопроектом была выбрана дата 4 ноября[2][3].
Также отмечалось, что День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась[1][4].
Некоторые политологи и политические деятели также высказывались о празднике. Их мнения по этому вопросу расходятся. Звучали слова и о том, что новый праздник не приживётся в России, и о том, что День народного единства имеет хорошие перспективы в будущем[5].
История установления праздника
Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.
Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.
4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».
28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.
23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).
В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.
«Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».
На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.
27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.
Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введение праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы»[6][7].
Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33 % респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8 % собирались праздновать День народного единства, а 5 % — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63 %) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.
Ещё интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.
1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.
В то же время во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.
Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетённых и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».