Политическая мысль Античности и Средневековья.
Возникновение политических идей связано с появлением первых гос. образований. Поэтому памятники полит-ой мысли можно видеть во многих древневосточных трактах. Однако полит-ая мысль наивысшего расцвета достигла в эпоху Античности ( Др. Греция и Рим).
Древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). Его трактаты: «Государство», «Законы и диалоги» «Политика». Платона интересовало больше всего государство. Он попытался разработать модель идеологического государства. По модели Платона свободные греки должны быть разделены на 3 сословия: правители, воины и трудящиеся. Правителями д. б. философы, но они не должны владеть собств-тью, но и не должны не в чем нуждаться. Воины должны приводить в жизнь реш-я философов и осущ-ть охрану порядка. Они д. находится на содержании гос-ва и не иметь имущ-ва. Трудящиеся – “свободные граждане” – земледельцы, купцы и т.д. Рабов Платон игнорировал. Они д.б. обслуживать свободных граждан. Идеальным сп-бом обеспечения единства этого гос-ва Платон считал монархию.
Аристотель был не согласен со взглядами Платона. Он подверг критике учение Платона и выступил защитником прав индивида и частной собств-ти. Аристотель один из 1-х указал на то, что полит-ое устройство должно делиться на 3 части: - законодательную, - административную, - судебную. Но главное в гос-ве – это граждане и власть должна обслуживать их. Аристотель был убежден, что человек – сущ-во гос-ное, а политика имеет своей задачей выработку з-нов, основанных на справедливости.
Аристотель рассматривал правильное и неправильное гос-ное устройство. Правильное ставит целью обеспечить общее благо для всех (монархия–правление одного; аристократия–правление богатой знати, полития–правление многих). Неправильное – строй, при кот. преследуются частные цели правителя (олигархия–связь власти с крупным капиталом; тирания–единоличное правление, основанное на произволе; демократия–анархическое начало).
В Др. Риме в этот период выделяют: Лукреций Кар – развивал идею о договорном хар-ре между гос-м и народом. Цицерон – один из 1-х отстаивал идею правового гос-ва (“Существующему закону должны подчиняться все”).
Античный период заложил основу многих положений демократического гос-ва.(попытка разделения властей).
Средневековье. Большое влияние крестьянства. Полит. борьба проходила под знаком борьбы конкуренции между Римско-каталической церковью и светскими феодалами.
Аврелий Августин “признавал борьбу града Божьего с градом земным” и доказывал, что град Божий (праведники) победит и подчинит светское гос-во.
Эти же идеи получили дальнейшее развитие в трудах Ф. Аквинского, кот. доказывал, что верховная власть- это Божья власть и именно ей принадлежит право распоряжаться духовной жизнью. Отсюда вывод, что Римскому папе, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все государи. Аквинский попытался доказать научное существование Бога. Он предположил разделить знания и веру.
4. Полит. учения эпохи Возрождения и Нового времени.
На смену Средневековья приходит эпоха Возрождения. Представители: Макиавелли противопоставил божественной концепции концепцию светского гос-ва. “Политику определяет не Бог, а сама человеческая психология”. Макиавелли показал, что в основе политич-ой деятельности лежат реальные интересы человека. В политике проявляется корысть, стремление к обогащению. На этой основе Макиавелли выдвинул принцип “полит-го реализма”, означающего подчинение полит-их действий практическим интересам. Макиавелли доказывал, что необходимо испытывать различные приемы, чтобы захватить и удерживать власть. При этом удерживать власть и создавать независимое гос-во можно на 2-х началах: 1) на основе любви к правителю 2) на основе страха к правителю.
Родонач-ком Нового времени считают английского философа Т.Гоббса, кот. впервые сказал:»Человек человеку волк и гос-во нужно для того, чтобы люди не пожрали друг друга». Однако во всех бедах он обвинял гос-во, кот. он сравнивал с Левиафаном (огромное библейское чудовище). Еще худшим злом он считал анархию.
Франц. просвещение: Монтескье, Вольтер, Руссо.
Монтескье развивал идею разделения властей. Он доказывал, что полная свобода м. б. гарантирована только при относительной независимости существования законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти власти должны взаимодействовать друг с другом и сдерживать друг друга. Вольтер своим идеалом считал преосвященную монархию, при кот. просвещен должен быть не только сам монарх, но и его подданные. Жан Жак Руссо отстаивал идею народовластия. Говорил, что никакой парламент не может представлять народ. Поэтому нужно жить по закону, но каждый закон д. б. принят народом, т.е. путем референдума. Он считал, что избранники народа должны заниматься только исполнением законов, а перед законом все должны быть равны. Руссо в полном объеме разработал теорию общественного договора (между определенными слоями населения, народами).
Немецкая философия: Гегель, Кант, Фейербах.
Важным положением в теории Канта было то, что каждый чел-к обладает абсолютной ценностью и не м. б. орудием для осуществления каких-либо благовидных целей. Из этого он выводил понятие нравственного закона, кот. он назвал «категорический императив» Исходя из него люди д. честно относиться к своим обяз-тям. Кант предложил проект устройства вечного мира, кот. он мыслил осуществить путем создания федерации самостоятельных равноправных гос-в.
Франц-ая революция 18 в. оказала дальнейшее влияние на формирование направленной полит-ой мысли. Это направление либерализма ( идеи свободы, неприкосновенности частной собственности), консерватизма, кот. пыталось сохранить старые феодальные отношения. 19в. дал миру социалистическое направление.
В сер. 19 в. оформляется мощное течение марксизма, кот. исходит из того, что капиталистическое общество не привело к ликвидации экспуатации человека человеком и что достичь справедливого общ-ва можно только путем социалистической революции. При этом, гигимонами д. б. пролеталириат, кот. устанавливает свою диктатуру для обобщения всех ср-в производства. Марксизм повлиял на возникновение нек. течений: социал-демократ-ое направление, большевистское направление.
В целом, следует отметить, что все идеи Нового времени легли в основу многих демократических принципов современных государств.
5. Особенности развития политической мысли России.
Особенность политической мысли России заключается прежде всего в отражении проблем и задач развития русской государственности. Русская мысль сосредоточилась на выяснении специфики исторического пути России и на поиске идеалов общественного устройства. «Поучение Владимира Мономаха», «Русская правда Ярославича». Особое значение получило «Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона» (XI в.). Он сделал след. выводы: все законы сформированы в Ветхом завете, но нравственное поведение человека, его духовность связана с Новым заветом, где постигается истина и благодать как идеал христианства. Познание этой истины предоставляет человеку свободу. Отсюда нужно стремиться к духовности.
В 14–16 вв. шел процесс объединения русских земель под эгидой Москвы. За этот период происходит оформление идеологии централизованного русского государства. В основе идеологии лежала идея: «Москва – III Рим». Она была сформулирована монахом Филофеем. Он говорил об исторической миссии России, как объединительницы народов. Русский народ – народ-богоносец (готов нести страдания и быть объединителем).
В русской мысли выделил 2 течения:
1. западники;
2. славянофилы.
Западники считали, что во главе человеческой цивилизации идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему человечеству, и Россия должна учиться у Запада пройти тот же самый путь развития.
Славянофилы утверждали, что единого пути не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью и в основе лежат идейные начала. Для России такими началами является: православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы. Славянофилы отстаивали идею общинности для русского государства, веру в царя, самодержавие; говорили, что западные традиции не приемлемы и вредны для России.
Познание славянофилов прямо указывают на то, что отказ России от самостоятельного пути может привести к потере политической независимости, падение ее как государства и подчинение ее иностранцам. В дальнейшем русская политическая мысль испытала влияние и западников и славянофилов. Это русский космизм. Нашло также отражение в народничестве и в российском марксизме.