Понятие социального конфликта. Специфика политических конфликтов
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.
Теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале ХХ вв. в рамках социологии. Социология, находившаяся тогда под влиянием биологии, рассматривала конфликты исходя из дарвинской теории естественного отбора. Затем в социологии утвердился психологический подход - распространилось социально-психологическое понимание конфликта.
В изучении конфликтов можно выделить два основных направления. Первое - концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, которые основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы (функционализм). Каждое общество - устойчивая система, основанная на общих ценностях членов общества. Второе - теории К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Козера, которые рассматривают общество с точки зрения конфликтной модели. П. Сорокин причины конфликтов видел в неудовлетворенных «базовых» потребностях. Они не осмыслены рационально, но связаны с инстинктами (самосохранение, самовыражение, потребности в пище, жилье, одежде, половой инстинкт). М. Вебер связал конфликты с проблемой власти (социальный конфликт возникает из отношений господства и подчинения).
С 1950-х гг. стали появляться специальные работы, посвященные социальным конфликтам. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера («Функции социального конфликта», 1956 г.), конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа («Классовая борьба и социальный конфликт») и общей теории конфликта Кеннета Боулдинга («Общая теория конфликта», «Конфликт и защита», 1963 г.).
В истории общественной мысли существовали идеальные модели бесконфликтного гармоничного общества (оно наступит в «граде Божием» или в будущем коммунистическом обществе), о современной социальной науке созданы реалистические концепции, в которых конфликт – это неустранимый, постоянный элемент социальной жизни. Он может быть как глубоким, непримиримым, так и проявляться в слабых формах (в виде соревнования, состязательности, конкуренции). В соответствии с этим выделяются различные формы и средства социального конфликта: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных противоречий идостижение согласия. Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Политический конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов.
При объяснении причин политических конфликтов сформировались два подхода: ресурсный подход - конфликты возникают из-за материальных ресурсов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход - конфликты возникают на основе различных идеологических, нравственных убеждений, ценностей. В реальных ситуациях социального конфликта переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.
Источники политических конфликтов можно разделить на экономические, социальные, психологические.
Экономические - противоположность экономических интересов, имущественное неравенство, отсутствие у определенных социальных групп минимально необходимых благ.
Социальные - несовпадение статусов субъектов политики, их ролей, функций, интересов, расхождение людей относительно ценностей, идеалов, традиций, ущемление в удовлетворении потребностей. Социальным источником конфликтов является поиск места в меняющемся мире, попытка изменить нормы взаимоотношений, утвердить властный статус своей национальной, религиозной и иной группы.
Психологические - стремление к доминированию, агрессивность людей, чувства страха, паники, голода. Они ведут к голодным бунтам, самосудам, террористическим акциям. Возможно неадекватное восприятие людьми, политиками как собственных интересов, так и позиций соперников. Противнику приписывают отрицательные качества, злобные намерения, что усиливает вероятность развития конфликта.
Конфликты могут быть вызваны последствиями экологических катастроф, аварий, стихийных бедствий.
Выделяются три основные стадии конфликта:
• Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решить на открытые действия или отступить. Идет консолидация сил поиск сторонников, поддержки, предпринимаются попытки достичь желаемого. Если цель не достигается, то группа, индивид определяют объект, мешающий добиться успеха. Возможен и выбор объекта агрессии, который не имеет никакого отношения к достижению желаемой цели. Эта ложная идентификация объекта конфликта иногда создается искусственно, чтобы отвлечь внимание от истинного источника фрустрации («козел отпущения»).
• Непосредственно конфликт - инцидент, т. е. действия направленные на изменение поведения соперников. Они могут иметь открытый или скрытый характер. Конфликт достигает критической точки (кульминации), при которой действия приобретают максимальную силу и остроту. Далее противостояние ослабевает и конфликт идет по нисходящей к разрешению или к новому всплеску противодействия.
• Разрешение конфликта - его внешним признаком является завершение инцидента. Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, устранении его причины. Возможно изменение требований одной из сторон, уступки, истощение ресурсов, вмешательство третьей силы, создающей перевес одной из сторон, полное устранение соперника.
В условиях плюрализма идет ориентация на поиск баланса интересов. Для этого необходимы взаимные уступки, компромисс. Решения должны приниматься на основе согласия - консенсуса.
Выделяют различные типы политических конфликтов:
• по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты;
• по характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на институциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры, создавать институты для регулирования конфликтов;
• по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением «играть на выигрыш», вторые -затяжным и менее выраженным противостоянием сторон;
• с точки зрения публичности говорят об открытых, выраженных в явных формах, и закрытых (латентных) конфликтах, в которых преобладают теневые способы принятия решений и т.д.;
• по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты (военный конфликт скорее всего будет долговременным, а, например, отставка министра - кратковременным).
По содержанию можно также выделить несколько типов
конфликтов:
- конфликты ценностей, которые в основном характерны для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем; к ним примыкают конфликты идеологических доктрин;
- конфликты интересов преобладают в развитых странах, где политической нормой является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспечения и т.д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию;
- конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с обществом, государством в целом;
- конфликты неуправляемых эмоций - бунты, погромы;
- конфликты институтов - споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм и т.д.
Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как основной институт политической системы, используется понятие «политический кризис» (греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход). Политический кризис - это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.
Выделяются внешнеполитические кризисы, обусловленные международными противоречиями, и внутриполитические (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис означает потерю правительством авторитета, что проявляется в смене лидеров, отставке кабинета министров и т.д. При парламентском кризисе решения парламента расходятся с волей большинства граждан, борьба фракций в парламенте парализует его работу. Итогом является роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия конституции, которая утрачивает легитимность, что приводит к ее пересмотру. В целом политический кризис свидетельствует о потере властями доверия граждан, об отсутствии взаимодействия между ними, снижении эффективности политической системы.