Основные направления и школы политической мысли XIX-XX вв.
Политология становится самостоятельной научной и учебной Дисциплиной во второй половине XIX в. Вплоть до возникновения политологии как самостоятельной научной дисциплины сфера политического рассматривалась в связи с другими подсистемами общества, а не в качестве самостоятельной сферы.
Современная политология проходит в своем развитии несколько этапов.
Первый этап: конец XIX в. - 40-е гг. XX в. Развитие политической науки на рубеже веков связано с именами М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского, Э. Дюрк-гейма. Они развивали социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Эти мыслители заложили основы политической социологии, изучали политические элиты, бюрократию, партии, особенности функционирования политической власти в условиях демократии. Ярким представителем социологического направления был немецкий политолог и социолог М. Вебер (1861-1920). Он изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы, верования). Политика - это особый вид человеческой деятельности и сфера жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы легитимности власти, бюрократии, лидерства.
Итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска создали теорию элит. С выходом в свет в 1896 г. работы Моска «Элементы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной науки. Крупный вклад в развитие теории элит внес Р. Михельс. Он исследовал механизмы, порождающие элитарность общества. Михельсу принадлежит формулировка «железного закона олигархии».
Огромную роль в развитии политологии после Первой мировой войны сыграла Чикагская школа. Представители Чикагской школы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Алмонд, Р. Даль, С. Верба) изучали различные аспекты политического поведения людей. Исследования этих политологов и социологов положили конец чисто описательному и нормативно-институциональному стилю исследований в политологии. Они широко использовали эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую статистику. Чикагская школа подготовила поведенческую (бихевиористскую - от англ. Behaviour - поведение) революцию в политологии.
Второй этап развития политологии охватывает период с конца 40-х гг. до второй половины 70-х гг. XX в. На этом этапе происходит послевоенная поведенческая революция. Главное ее положение - политология должна изучать наблюдаемое индивидуальное и групповое политическое поведение с помощью строго научных методов, необходимо разграничить факты и ценности и освободить политологию от ценностных суждений. Задача политолога - выявление закономерностей и объяснение политических событий. Политолог не должен давать оценку событиям. Поведенческая революция способствовала превращению политологии в более «точную» научную дисциплину, а сами политологи становятся востребованными профессионалами.
В 1950-70-е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Д. Истон создает теорию политической системы. Эта теория получает дальнейшее развитие у Г. Алмонда, К. Дойча. Американские политологи Г. Алмонд, С. Верба изучали политическую культуру. Актуальными для анализа стали проблемы демократии (И. Шумпетер, Р. Даль, Э. Дауне).
Третий этап начинается с середины 70-х гг. XX в. и характеризуется поиском новых парадигм развития политической науки.
Термин «парадигма» был введен историком науки и философом Т. Куном, который выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм. Парадигма - это обобщенная характеристика подходов к анализу и объяснению политики. Она дает модель постановки исследовательских проблем и их решения.
В истории политической мысли использовались различные парадигмы: теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.
Теологическая парадигма базируется на объяснении политических процессов божественной волей.
Натуралистическая парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет политику природной средой: географическими условиями, биологическими и психическими свойствами человека.
В литературе иногда выделяют психологизаторскую парадигму политики как самостоятельную (Г. Лебон, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Социальная парадигма политики рассматривает ее как производную от других социальных сфер: экономики, права, социальной структуры, культуры.
Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе политики конфликтов. Отсюда и появление парадигмы конфликта ( К. Маркс, Р. Дарендорф) и парадигмы консенсуса ( Р.Даль).
ЛЕКЦИЯ 3
ТЕМА: ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ
ПЛАН
- Происхождение политики
- Многообразие подходов к определению политики