Современный взгляд на причины возникновения государства и права.
Родовой строй тысячелетиями обеспечивал гармоничное взаимодействие человека и природы. Так, вероятно, продолжалось бы и дальше, если бы не наступил ледниковый период.
Поскольку основные источники питания человека мамонты и шерстистые носороги в массе своей вымерли, реакцией общества и явился переход от присваивающей к производящей экономике. Постепенно произошло размежевание кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих племен, т.е. - разделение труда. В 7 тысячелетии до н.э. в районе Ближнего Востока появляются ранние земледельческие общества. А в 4-3 тысячелетии до н.э. происходит их расцвет. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, в долинах крупных рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Янцзы и других.
Переход к земледелию и скотоводству объективно привел к созданию прибавочного продукта. Так по подсчетам ученых население Земли с 10 млн. человек в 7 тысячелетии до н.э. выросло до 50 млн. человек во 2 тысячелетии до н.э. Присвоение прибавочного продукта способствует становлению новых форм собственности - коллективной, групповой, частной. Изменившаяся хозяйственная деятельность побуждает людей к поиску новых, более совершенных форм общежития.
Новая организация производственной деятельности - ее усложнение, появление новых управленческих должностей - способствует социальному расслоению общества: происходит отделение верхушки общества от его основной массы - производителей. При этом верхушка уже не участвует в материальном производстве. Зарождаются классы, новые организационные формы управления, формируются институты публичной власти. Возникает государство, которое представляет эту власть, «навязывает» ее обществу в интересах самого же общества или его определенной части.
Изменившиеся условия жизни формируют новый тип самосознания: человек начинает осознавать свою отделенность от рода, несовпадение своих и общих интересов, что, в свою очередь, побуждает людей к поиску новых форм общежития. Потестарнаявласть больше не удовлетворяла общество, для разграничения конкурирующих интересов индивидуальностей требовалась иная форма власти.
Марксистская доктрина, господствовавшая в отечественной науке в течение многих десятилетий, считала непреложным фактом тезис о том, что государство было «навязано» обществу. Не брались в расчет факты, что в появлении государства была заинтересована подавляющая часть общества. И земледельцу, и ремесленнику было выгодны безопасные условия проживания. Формирующиеся институты власти берут на себя осуществление этой задачи. Одновременно государство берет на себя выполнение судебных функций, поскольку старейшины теперь уже не годились на роль беспристрастных арбитров.
Рудольф фон Иеринг, немецкий юрист XIX века, считал, что государство возникает из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов, являясь высшей ступенью социального развития. Целью государства, его основной идеей выступает обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса. Все другие задачи государства отступают перед этой на задний план, они выступают лишь тогда, когда главная выполнена.
Проблемавыражения общего интереса (общей пользы) как первопричины государствообразующего процесса позволяет не только выявить истоки возникновения государства, но и познать его природу, определить социальное предназначение. Недаром учение фон Иеринга оказало столь мощное влияние на формирование таких доктрин ХХ века как «юриспруденцию интересов» в Германии, юридического прагматизма в США и т.д. По известным причинам в России эта доктрина до начала 90-х годов XX в. оставалась не оцененной.
Важнейшей составляющей образования государства является формированиеновой системы нормативного регулирования.
Схематично закономерностями происхождения права будут следующие составляющие:
- изменилась форма выражения: с 4-3 тыс. до нашей эры началось четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность. Появились агрокалендари, затем кодексы, своды, законы и т.д.;
- правовыступило в роли главного общественного регулятора, причем с позиций правящего класса;
- процессуальность как форма обеспечения и осуществления правил поведения в обществе. Возник осо6ый аппарат, состоящий из чиновников; институтов (полиция, армия), а также судов, разрешающих споры, наказания правонарушителей.
- санкции - меры наказания правонарушителей - ужесточаются в отношении защиты собственности правящих классов и становятся фиксированными, т.е. устойчиво закрепляемыми в нормах права, что намного уменьшало возможность произвола.
Все вышеперечисленное позволяет вычленить признаки права, отличающие его от иных социальных норм:
- социальность - регламентация организации производства, труда, распределение ролей в о6ществе, регулирование товарно-денежных отношений;
- нормативность, т.е. установление масштаба, меры поведения, границы дозволенного, запрещенного, предписанного;
- обязательность, т.е. обеспечение возможности применения в случае нарушения (невыполнения) его требований мер государственного принуждения;
- формализм - фиксация в письменном виде в специальной форме норм (законы, с6орники, прецеденты);
- процедурность - установление особых правил создания, применения, защиты норм права;
- неперсонифицированность - отсутствие в нормах права конкретно-определенного адресата;
- институционность, т.е. нормы права создаются определенными органами государства в процессе правотворчества;
- обьективность, т.е. право является закономерным, естественным результатом развития регулятивной системы общества.
Иммануил Кант, великий немецкий философ, необходимость государства выводит из права. Сущность человека, по мнению Канта, составляет нравственная свобода, которая требует внешних условий ее реализации. Эти условия создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу. Право - масштаб, мера свободы. Из необходимости права проистекает необходимость существования государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей. Государство, таким образом, производно от права, подчинено ему.
Вне сомнения, вышеназванная концепция, лежащая в одном русле естественноисторического объяснения происхождения государства, не является истиной в последней инстанции. Но если исходить из материалистического понимания развития человеческого общества, то цепочка событий, повлекших возникновение государства будет выглядеть следующим образом: формирование под влиянием изменяющейся экологической среды обитания принципиально нового духовно-культурного и социально-экономического уклада жизни человека, включающего в себя функционирование новых типов собственности, разделение общества по профессиональному, материальному и социальному положению, что требовало организации, которая позволяла бы, с одной стороны, защитить общество извне, а с другой, обуздать произвол в обществе, придать ему характер управляемости.
Таким образом, государство возникло в силу целого комплекса причин. Оно не является ни исключительным проявлением божественной воли, ни результатом насилия одной группы людей над другими, ни порождением особенной человеческой психики. Государство возникло в определенных исторических условиях, объективно предполагающих необходимость новой организации общества, которая позволяла бы человечеству организовывать жизнедеятельность и переходить к новым, более совершенным формам общежития.