Понятие формы государства. Формы правления
Форма государства - это совокупность его внешних признаков, определенных содержанием и характером деятельности государства. Формы государства включают три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Под формой государственного устройства принято понимать национально-территориальную организацию государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Форма правления -этоспособорганизации верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования.
Формы правления делятся на монархии и республики. Вмонархииформальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству. Монархии бывают абсолютные и конституционные.Последние, в свою очередь, делятся на дуалистические и парламентские.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная -полупрезидентская или полупарламентская. В парламентских республиках президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, получивших большинство депутатских мест в парламенте, оно ответственно перед парламентом. Парламент обладает законодательной властью. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо парламентом.
В президентских республиках президент является главой государства и главой правительства, избирается прямым голосованием на определенное время, не зависит от вотума доверия парламента. Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. В президентской республике управление строится на основе жесткого разделения властей: парламент принимает законы, президент управляет. Президент не может распустить парламент, но обладает правом отлагательного вето на законопроекты, которое может быть преодолено при повторном голосовании в парламенте абсолютным большинством (2/3) голосов.
В президентско-парламентской республике правительство ответственно перед президентом и перед парламентом. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. С одной стороны, президент наделен широкими полномочиями, с другой стороны - парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны. Парламент может вынести премьеру и правительству вотум недоверия.
Под формой государственного устройства принято понимать территориально-организационную структуру государства. Различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы, составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.
Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. Члены федерации - соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.
Конфедерация- постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего, в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.