Предмет и методы исслед-ния в политич. науке.

Предмет и методы исслед-ния в политич. науке.

Люди осозн. П ч/з обыден. взгляды и ч/з научн. знание

Политология (далее ПЛ) – наука о политике и ее взаимоотнош-ях с чел-ком и общ-ом. Изуч. отнош-я различн. социальн., этническ. и религиозн. групп. В центре П. традиционно стоят проблемы власти, гос-ва, социальн. господства, войны и мира. П. выступает теоритическ. основой политическ. реформ и реорганизаций, разрабатывая оптимальн. формы сочетания и гармонизации политическ. интересов и интеграции общ-ва.

Предмет ПЛ включ. выявл-е условий, орудий, компонентов, пределов полит. действия полит. поведения, полит. жизни. Структура ПЛ: методология и методы изуч-я пол-ки; знание о сущности и содержании пол-ки как специфич. сферы деят-ти и общественн. отнош-й, субъектах политики, движущ. силах и мотивах их действий; обоснование целей, задач и сущности полит. власти; учение о полит. системах, закономер-тях и принципах их функц-ния и разви-тия; теория полит. сознания и полит. культуры.

Методы ПЛ:1. Диалектическ. – рассматривает полит. события и явл-я в их взаимосвязи и в процессе их развития.2. Сравнительн. – рассмотр-е различн. взглядов людей, идей, систем с целью их сопоставл-я и поиска сходства.3. Бихевиористск. – исследов-е полит. явл-й на основе анализа повед-я личностей, партий, обществ-ых орг-ций. 4. Деятельностн. – изучение полит. процессов ч/з конкретн. деятель-ть людей.5. Исследовательск. – включ. целый набор приемов и средств: а) социологическ. исслед-я; б) империческ.; в) анкетирование; г) использ-е статистическ. данных; д) социально-политические эксперименты. 6. Системн – предполаг. учет целост-ти мира, изуч-е целого и частей.

Политическ. мысль в античн. эпоху и в Сред. века.

Религиозн.-мифологич. трактовка. II-I тыс. до н.э. – божеств. происхожд. власти и обществ.-полит. строя, сами представл-я передавались в форме мифов. I тыс. до н.э. – рационализ-я полит. взглядов (появл. полит. категорий и определений, концепций).

Древнегр. полит. мысль

Платон"Государство" – модель идеал. гос-ва – нет част. соб-ти, бедн-ти, богатства, жизнь жестко регламентирована. Осн. мысли: Идеальн. правл-е – правл-е лучших на основе справедлив. з-нов; Идея господства закона в об-ве:

Арист"Политика". Родонач. полит. науки. Полит.наука – высшая из наук, имеет целью общее благо. Резко критик. Платона, хотя был его учеником за отсутст-е у людей гражд. прав в его теориях. Считал, что у граждан д.б. права на соб-ть, семью, возм-ть участвовать в управл-ии гос-вом. Анализирует формы гос. устр-ва. Разделяет их по кол-ву властвующих (1, неск-ко, бол-во). Выделяет "правильн." и "неправильн." формы гос. устр-ва. Цель "правильн." – благо всего гос-ва: 1). Монархия; 2). Власть лучших и знающих – аристократия; 3). Правл-е больш-ва д/ больш-ва – полития. Цель "неправ." – личная выгода: 1) Тирания; 2) Олигархия; 3) Демократия

Полит. наука на данн. этапе не выдел. в самост. дисциплину.

Древнеримск. полит. мысль

Цицерон "О республике", "О законах" – след. этап, отсутст. общефилософск. и религиоз. рассужд-й. Гос-во – не только выраж-е интересов всех его своб. членов, но и согласованн. правов. общение (т.е. стоял у истоков понимания "правового гос-ва"). Различал 3 ф-мы правл-я: Царскую власть; Власть оптиматов (аристокр-я); Народ. власть (демокр-я).

Средневеков. полит. мысль

Августин Блаженный (период патристики) "О граде Божьем". История челов-ва подчинена божеств. предвиденью. Все социал., правов. и гос. учрежд-я, создан. чел-ком – весь "град земной" – резул-т греховности чел-ка. Деление на "неправильн." (тирания, демокр-я, аристокр.) и "правильн." (не отдав. предпочт. ни одной из них). На вершине сист. права – божеств. закон (1 ступень). Чел-к способ. постигать отдел. эл-ты бож. закона и выраб. рационалист. принципы – естеств. право (2 ступень). 3 ступень – писаное право.

Фома Аквинский (период схоластики). Помирил доводы веры с доводами разума. Считал, что 2 и 3 ступ. власти контрол. церковью и если гос-во наруш. эти законы, то народ, по благосл. церкви им. право свергнуть прав-во.

Марсилий Будуанский. "Защитник мира". Концепция суверен-ти народа, принцип раздел-я властей

Федеральн. органы власти: приним. законодательн. нормативн. акты, регулирующие общие принципы социальн. политики в РФ; устанавливают систему федеральн. минимальн. социальн. гарантий в области оплаты труда, пенсионн. обеспеч-я, пособий, стипендий, медицинск. обслуживание, образ-ния, культуры. Разрабат. федеральн. целев. социальн. программы, принимают меры по реализации и определяют источники их финансир-ния; формируют внебюджетн. гос-венн. фонды: пенсионн., социальное страх-ния, занятости насел-я, медицинск. страх-ния; осущ-вляют финансир-ние объектов находящиеся в федеральн. вед-и; определяют условия и порядок компенсации денежн. доходов и сбереж-й насел-я в связи с инфляцией; оказывают методическ. и организацион. помощь региональн. органам власти и негос-венным стр-рам по вопросам социальн. политики.

Региональн. органы власти: с учетом местн. условий и возмож-тей разрабатывают и реализуют региональн. социальн. программы, обеспеч. функционир-ние учрежд-й находящихся в вед-и органов местн. властей, разрабат. нормативн. акты, определ. и реализуют порядок и обеспеч-я слабозащитн. слоев насел-я товарами, продуктами и услугами.

Установились и важнейшие направл-я взаимодействияфедеральн. и региональн. органов власти: это формир-ние един. рынка труда; содействие обеспеч-ю занятости и поддержка работников, выработка механизмов регулир-ние внутренней и межрегиональн. миграции, нормализация демографическ. ситуации в стране, реформир-ние организационн. структур управл-я и источников финансир-ния отраслей социальн. сферы.

Реализация основн. направл-й социальн. политики требуют принятия ряда законов и нормативн. документов.

Концепции полит. власти

Теологическ. конц-ия всякая власть происх. от Бога, а все монархи лишь исполнители бож-ой воли. По своей сущности власть явл-ся божествен. установлением, не основана на христ. заповедях. Подчин-е людей воле Божьей, принципам бож. разума обеспечивает порядок в общ-ве, самосохран-е и продолж-е чел-го рода.

Биологическая к. власть рассматр-ся как мех-зм обуздания человеч. агрессив-ти, заложен. в инстинктах чел-ка. М.Марсель считал, что агрессия выступ. как инстинкт борьбы, направл-сти против представителей того же вида. Ницше утвержд., что власть это воля и способ-ть к самоутвержд-ю.

Бихевиористская к. Мерриам, Лассуэл, Кетлин – англ.уч. – человек как «властолюбивое животное» в основе поступков и действий кот. лежит стремл-е (чаще неосознанное) к власти. Полит. процесс – столкнов-е индивидуальн. стремлений к власти, в кот. побеждает сильнейш.

Психоаналитическая к. власть как способ господства бессознательного над чел-им сознанием. Индивид подчин. силам, находится вне его сознания. Амер. психоаналитик К. Хорни определяющ. мотивом полит. повед-я считал страх, порождаемый враждебн. чел-ку соц. средой.

Мифологическая к.Фр.политолог Л.Дюги отстаивал идею естествен. происхожд-я власти. Облад-е ею одних людей он связывал с их физическ., моральн., религ., интелект. и эконом. превосходством над другими. Будучи сильнее они навяз. им свою волю. Д/придания законности своим властн. притязаниям они использ. мифы о бож. хар-ре власти и об обществ. воле, воплощ. в институтах власти. (социолог. подход)

Конфликтологическая т. (Ленин) с позиции т. социальн. конфликтологии Маркса, Энгельса и Ленина, власть рассматр. как отнош-я господства и подчин-я одного класса другим, что обусловленно экон нерав-вом, местом класса в эк. системе общества. Эк. нерав-во служит основой всех остальн. форм соц. нерав-ва, но не исчерпывается классов. различиями.

Структ. функц. к. относит. неравноправие субъектов, повед-е кот. определ-ся их ролями. (Пареоне)

Типы полит. систем.

По типу общ-ва: традиц-ые, модернизир-е демократии, тоталитарные. По хар-ру взаимод-ия со средой: откр., закрыт.; по полит. культурам и их выраж-и в формах орг-ии власти: англо-америк., континет.-европ., доиндустр., частично индустр., тоталит-ые. По типу полит. режима: тоталит.(полн. подчин-е общ-ва и лич-ти власти, всеобщ. контроль за гражд-ми), авторит.(неогран. власть одного лица/группы над граж-ми при сохр-ии автономии личн-ти и общ-ва), демокр. (контроль общ-ва (больш-ва) над властью). По хар-ру коммуникуции:полит. сис. с уравновешан. и прям. обратн. связями, с ослаблен. обратн. связью (гос-во осущ-яет политику, а общ-во не может донести свою т. зр-я), кризисная пол. сис. с ослабл. прямой связью (общ-во не слышит гос-во, кот. не контрол. сит-ию). По форме правл-я: презид., парлам., монархич. Ур-ни полит. системы:институты гос. власти., промеж-ный ур-нь (органы власти, органы местн. самоуправ-я, институты посредники), массов. полит. участия (должен осущ-ся в рамках установлен. полит. институтов).

Авторитаризм

А – режим, хар-ся монополией на власть одной партии, группировки лица или института.

Признаки:1. Монополия на власть одной группы, партии, коалиции, кот не подчинена; 2. Запрет на деят-ть оппозиций; 3. Сильно (ц) монистическая структура власти; 4. Ограничен. плюрализм; 5. Способы рекрутации правящей элиты; 6. Отсутствие насильствен. смены власти; 7. Силовые структуры дял удержа-я власти

Истоки: 1. Сохранение традицион. типа общества; 2. Устойчив. формы соц. жизни; 3. Сохр патриархальн. типов полит культуры; 4. Влияние религиозн. норм; 5. Экономическая отсталость; 6. Неразвитость гражд общества; 7. Высок степень конфликтности

Режим по сути однопартийный, но однопарт-ть принимает различные формы. Есть режимы, где власть монополизирована партией и не допускается существ-е других. Есть «полуконкурентные» - на выборах шансами на победу обладают кандидаты, одобренные руководством доминантной партии (из-за избирательной системы). При многопартийной системе оппозиция слаба и ей разрешается существовать.

По структуре различают: военные –отсутствие консенсуса среди правящих; конфликт из-за перераспред-я власти м\у полит силами; резк. поляризация общ-ва; низкий уровень легитимности (в результате гос переворота). Олигархические –основ на гегемонии блока бюрократии, функции представительных органов формальны. Популистские –вождизм одного лица, любимого народом. Бюрократические –власть у 3 полит сил: бюрократия, нац буржуа, военные. «А развития» -стимулирование соц и эк моднрнизации.

Переходные режимы: Диктократия – (либерализация без демократизации) правящая элита соглашается на некоторые права без подотчесности обществу. Демократура (наоборот).

Демократия.

Демократия – власть народа, осущ народом и для народа.

Характерные черты: 1.суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах; 2.периодическая выборность осн органов власти; 3.равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират правах); 4.принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений

Классификация Д:

1.в зависимости от понимания что такое народ

- социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах)

- всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны)

-охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).

Если народ – совокупн индивидов, то Д – индивидуалистическая. Если народ – совокуп соц групп – плюралистическая. Если народ – единое целое – коллективистская.

2.в зависимости от участия народа в политике:

- прямая Д, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле.

- плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием

- представительная Д. (через представителей)

3.по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституционные монархии.

5.В зависимости от подчинения меньшинства:

-тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности

-конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.

Выделяют 3 группы теорий или концепций Д:1.теории коллективистской Д; 2.теории либеральной Д; 3.теории плюралистической Д

коллект Д:

1.признаки народа единым целым с единой волей и интересами

2.отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии

3.понимание свободы как активного участия в управлении гос-вом

4.абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом

5.устранение проблем прав чел т.к. гос – выразитель воли каждого человека

6.преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация

7.декларирование соц демократии т.е. обеспечение равных соц условий для управления гос.

Либеральная. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:

1.отождествление народа как субъекта власти только собственниками.

2.признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва.

3.понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей.

4.парламентаризм. Преобладание представительских форм участия в управлении.

5.ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.

6.разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.

7.ограничение власти большинства над меньшинством.

Плюралистическая. Основной чертой:

-рассмотрение народа как совокупн соц групп

-гос рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы

- признание всеми группами законов общества

подразделяется: репрезентативные, партиципаторные.

Репрез –системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента.

Партиципаторные – основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений.

Социальные

1.. относительно высокий уровень благосостояния граждан

2.. сглаживание соц неравенства.

3.. недопущение сосредоточения дефицитных благ в 1 руках

4.. наличие четкой соц структуры в обществе в виде классов, групп

5.. наличие влиятельного среднего класса

6.. грамотность населения, его образованность

Классификация.

1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и достоинство.

2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы, связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например, право собственности, свобода труда, право предпринимательсткой деятельности.

3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати, свобода средств массовой информации, свобода преподавания.

4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на коллективные петиции и обращения.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных переодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Политическ. участие

Пол.участие(ПУ)-прямая и опосредован.вовлеч-ть гр-н в выработку и реализацию политико-управленческю реш-й и курсов действий в общ-ве или в м/н сообществ, в рекрутировании политико-должостн. лиц и во влияние на их деят-ть. Субъекты ПУ-индивиды, соцгруппы и слои, разн. общности, все взрослые гр-не гос-но организ-ного общ-ва и м/н сообщества. По масштабу оно осущ-ся на местном, рег, общегос, м/н уровнях политики. ПУ бывает прямое и косвен.., всеобщ. и ограничен., мирным и насильст. , добров.и принудит, актив. и пассивн., законным и незак. С т. зр-я форм выдел-ся участие в восприятии и передачи инфы, с контактами политиков и учрежд, в избир. и др. пол. кампаниях, в митингах, шествиях, в созд. и реализ.законов,в войнах и рев-циях. Наиб.благопр.усл-я д/ПУ создают демок-ия и правов. гос-во, где общ-во защищ. независ. судом, гр-н и чиновник становятся равноправн. партнерами на основании Конст. и законов. Возмож-ть индивида в ПУ зависит от времени, денег, образов-я, инфы, знаний, доступа к СМИ, членства в полпартиях.

Предмет и методы исслед-ния в политич. науке.

Люди осозн. П ч/з обыден. взгляды и ч/з научн. знание

Политология (далее ПЛ) – наука о политике и ее взаимоотнош-ях с чел-ком и общ-ом. Изуч. отнош-я различн. социальн., этническ. и религиозн. групп. В центре П. традиционно стоят проблемы власти, гос-ва, социальн. господства, войны и мира. П. выступает теоритическ. основой политическ. реформ и реорганизаций, разрабатывая оптимальн. формы сочетания и гармонизации политическ. интересов и интеграции общ-ва.

Предмет ПЛ включ. выявл-е условий, орудий, компонентов, пределов полит. действия полит. поведения, полит. жизни. Структура ПЛ: методология и методы изуч-я пол-ки; знание о сущности и содержании пол-ки как специфич. сферы деят-ти и общественн. отнош-й, субъектах политики, движущ. силах и мотивах их действий; обоснование целей, задач и сущности полит. власти; учение о полит. системах, закономер-тях и принципах их функц-ния и разви-тия; теория полит. сознания и полит. культуры.

Методы ПЛ:1. Диалектическ. – рассматривает полит. события и явл-я в их взаимосвязи и в процессе их развития.2. Сравнительн. – рассмотр-е различн. взглядов людей, идей, систем с целью их сопоставл-я и поиска сходства.3. Бихевиористск. – исследов-е полит. явл-й на основе анализа повед-я личностей, партий, обществ-ых орг-ций. 4. Деятельностн. – изучение полит. процессов ч/з конкретн. деятель-ть людей.5. Исследовательск. – включ. целый набор приемов и средств: а) социологическ. исслед-я; б) империческ.; в) анкетирование; г) использ-е статистическ. данных; д) социально-политические эксперименты. 6. Системн – предполаг. учет целост-ти мира, изуч-е целого и частей.

Наши рекомендации