Политическая мысль Средневековья и Эпохи Возрождения. Концепции А. Аврелия, Ф. Аквинского.

Большой интерес к идеям Цицерона проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем французские просветители, которые видели в Цицероне своего великого предтечу.

В этот период происходит возрождение трактовок божественного происхождения власти. Устанавливается монопольное всевластие религии в жизни общества, философское осмысление политических явлений заменяется богословной схоластикой.

Тезисы об “испорченной природе” человека, о его “естественной греховности” лежат в основе всей системы философских социально-политических и этических концепций христианства. Человек греховен от рождения и от этого все его беды, утверждал один из “отцов церкви” Августин /V в.н.э./. Выдающийся религиозный теоретик Фома Аквинский /1225-1274 г.г./ утверждал, что государственная власть от бога и посему она должна быть подчинена духовной власти.

В эпоху позднего средневековья в недрах феодального строя формируются новые социально-экономические и политические отношения – буржуазные. Идеологи молодой буржуазии выступали против засилья католической церкви, ее религиозных догматов, Католическому мировоззрению, проповедовавшему отречение от земных радостей, была противопоставлена вера в могущество разума, в творческие силы человека. Проблема человека, соотношение личности и государства занимает важное место в политическом учении, которое получило наименование “гуманизм” /от лат. homo-человек/.

Идеологи зарождающегося буржуазного общества пытались проанализировать социально-политический строй, структуру современного им общества с критических позиций, борьбу с феодальным мировоззрением облекали в форму возрождения и очищения античной традиции. Поэтому период с середины ХIV до начала ХVII в.в. в Европе получил название – “Возрождение” /ренесанс – от итал./Renaissance/.

Революционный перелом в идейной жизни в эпоху Возрождения заключался в том, что была сломлена духовная диктатура церкви. На смену теократическим взглядам пришла система, в центр которой был поставлен человек с его потребностями и желаниями. Гуманистическое, ренесансовое понимание мира предполагало радостное восприятие его, признавало в человеке гармонию телесного и духовного, выдвигало на первый план личность, ее честь и достоинство.

Гуманизм Возрождения тесно связан с интересами новых социальных слоев, в частности, купечества и промышленников. Вместе с тем, мыслители Возрождения воспринимали политическую психологию масс, правда, весьма своеобразно: “толпа” всегда убога и примитивна, для нее характерно непостоянство, злоба, лень, низкие инстинкты. Идеологи Возрождения подготовили основы нового буржуазного политико-правового мировоззрения, учения о государстве и праве, для которого характерна идея равенства всех перед законом.

Выдающимся представителем политической мысли эпохи Возрождения был НиколоМаккиавелли /1469-1527 г.г./. Являясь идеологом молодой итальянской буржуазии, он уделял политике огромное внимание, посвятив ей основные труды “Государь”, “Князь”, “История Флоренции”, “Размышления”. Политику он назвал “опытной наукой”, которая объединяет прошлое, руководит настоящим и может прогнозировать будущее.

Один из выдающихся идеологов католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1226-1274 pp.) Стремился обосновать незыблемость феодализма, выступал за активное вторжение церкви в философию и науки, против двух истин, что давало определенный простор поиска земной истины, низшей по сравнению с истиной небесной, постигаемое открытостью и верой, но не зависимой от нее, а иногда и даже приходит в противоречие с ней. По учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума - к духовному миру и, наконец, к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. В политической доктрине Фомы Аквинского значительное место занимает учение о законах, их видах, о государстве, власти и др., стремление использовать взгляды Аристотеля для обоснования догм католической церкви, и еще больше укрепить ее позиции. Фома Аквинский считал, что светской власти подвластны лишь тела людей, но не их души. Верховная, всеохоп-люючи власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, столь духовная власть выше власти земного царя, обладателя. Поэтому римскому папе-наместнику Бога на Земле - имеют, как вассалы, подчиняться все светские, цари, властители. С учетом таких положений Фома Аквинский развивает теорию теократического власти. Государственная власть - это результат воли Бога. Однако не каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же освящена не любое действие правителя. Властитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен делать зло, то есть отдавать противоречивые божественным законам приказы. В таких случаях определить законность происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Политические концепции Фомы Аквинского-откровенная и жесткая апология феодализма в Западной Европе.



Наши рекомендации