Типологияполитическихконфликтов. Политическийкризис.

Тритипаполконфликтов:

- конфликтинтересов–преобладаетвэкономическиразвитыхустойчивыхгос-вах, гденормойявляетсядележэкономическогопирога.Легкоподдаетсяурегулированию.

- ценностныйконфликт–болеехарактерендляразвив.гос-вснеустойчивымгос-веннымстроем. Приоритетценностей, которыеявл. основойтакогополконфликта–этосвобода, равенство, братство.

- конфликтидентификации–характерендляобществ, вкот.субъектотождествл. себясопределеннойгруппой (этнич, религ, язык), анесобщ-вомилигос-вомвцелом.

Выделяютсятакжегориз. ивертикальн. пол.конфликты. Гор–этоконфликтмеждуиндивидами, группами, классами. Вертик - междусубъектамиполвласти.

Наиболеезначительнывсеобщиеконфликты, ноичастныеконфликтым. перерастивовсеобщие.

Выделяютразныевидыполконфликтов:

- конфликтобщ-эконисоц-полсистем, котобусловлразныегосинтерпретации

-Межгосконфликты (вооруженныеиневооруженные)

-Внутриполконфликтыобусловленыразнымиинтересамитехилииныхгрупп. Этиконфликтыделятсянамежклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипартимежличностные.

Предметоммежнацконфликтовявляетсянеурегулированностьтерриторпроблем, экономичдискриминация.

Межпартимеетвкачествесвоегоосн. объектагосвласть. Всвоейдеятельностипартиинеограничиваютсяполборьбой, азадействуютвесьарсеналсвоихвозможностей.

Межличконфимеютместокакмеждупредставитразнпартий, такимеждуоднойпартии.

Кризисыполсистмогутпротекатьв 2-хизмерениях:

- затрагиватьтеоретиконстпроцедурыиорганы

- затрагиватьсоц-эконотношения, отношениясобственности

Правительственныйкризисвыражаетсявневозможностиправительстварешитьзадачи, которыестоятпередним

Парламентскийкризис–изменсоотношесилворганахзаконод. власти, когдарешениепарламентарасходитсясволейбольшинстваграждан.

Кризисправящейпартии - вееидеал.иорганизацраспаде, утратеавторитета.

Соц.политикавРБ

Социальнаяполитика, проводимаявРеспубликеБеларусьнасовременномэтапе, многопланова. Кееосновнымнаправлениямотносятся:

- повышениякачестваиуровняжизнинаселения;

- совершенствованиетрудовыхотношенийизанятостинаселения;

- социальнаязащитанетрудоспосбныхималообеспеченныхсемейиграждан;

- пенсионноеобеспечение;

- демографическаяполитикаимиграциянаселения;

- развитиесоциально-культурныхотраслей.

ВРеспубликеБеларусьсозданаидействуетсистемасоциальнойзащиты, связаннаяссоциальнымигарантиями. Социальныегарантии - этоматериальныеиправовыесредства, которыеобеспечиваютреализациюэкономических, социальных, культурных, политическихправ. Социальнаяподдержканоситадресныйхарактер. Особенноважнасистемасоциальныхгарантийвслучаезаболевания, безработицы, потерикормильца, рожденияребенка. ВКонституцииРеспубликиБеларусьперечисляютсяосновныенаправлениядеятельностибелорусскогогосударства, гарантиисоциальнойзащиты. Социальнаяполитикабелорусскогогосударствапредусматриваетрядправ, свободигарантийихреализации, чтоявляетсявысшейценностьюицельюобществаигосударства. Социальныеправатеснымобразомпереплетаютсясэкономическимиикультурнымиправами. КонституционновРеспубликеБеларусьзакрепленыосновныесоциально-экономическиеисоциально-культурныеправаисвободычеловекаигражданина.

Религияврб.

Согласностатье 16 КонституцииРеспубликиБеларусь от 15 марта 1994 годасизменениямиидополнениями, принятыминареспубликанскихреферендумах 24 ноября 1996 годаи 17 октября 2004 года, «религииивероисповеданияравныпередзаконом». Изполиконфессиональногосоставанаселениястранынаиболеекрупнаярелигиознаяорганизация, представленнаянатерриториистраны — Русскаяправославнаяцерковь, второйповеличинеявляется Римско-католическаяцерковь. Менеемногочисленныеконфессии: протестантскиеденоминации, иудаизм, ислам, индуизм, бахаизм инекоторыедругие.

СогласноЗаконуРеспубликиБеларусьот 17 декабря 1992 года№ 2054-XII, «каждыйимеетправонасвободувыбора атеистических илирелигиозныхубеждений, аименно: самостоятельноопределятьсвоеотношениекрелигии, единоличноилисовместносдругимиисповедоватьлюбуюрелигиюилинеисповедоватьникакой»

Согласноданнымнаиюль 2010 года, предоставленнымаппаратомУполномоченногоподеламрелигийинациональностейРеспубликиБеларусь, 58,9 % населениясчитаютсебяверующими. Изних 82,5 % принадлежатк Русскойправославнойцеркви (Белорусскийэкзархат), 12 % причисляютсебя




к Римско-католическойцеркви, 4 % населенияотноситсяк исламу, атакжек индуизму (кришнаизм) и бахаи, 2 % кпротестантскимденоминациям (пятидесятники, баптисты, адвентистыседьмогодня, лютеране, свидетелииеговыидр.), атакжек старообрядцам. Согласноэтимжеданным, регулярнопосещаютбогослуженияоколо 18 % православныхи 50 % католиков. Имеютсятакже греко-католики, крометогоестьгруппыправославных, чьиобщиныневходятвБелорусскийэкзархатРусскойправославнойцеркви.

42.Понятие«международныеотношения. Субъекты, структураивидымеждународныхотношений.

Мировойпорядокзависитотвзаимодействияивзаимоотношения 200 иболеегосударств. МОвключаютвсебяполитическиеииныесвязимеждусубъектамиМО.

МО–этосовокупностьполитических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурныхииныхсвязейиотношениймеждусубъектамиМО.

СубъектамиМОвпервуюочередьявляютсягосударство, оноопределяетразвитиевсехформгосударственныхотношений, однакосейчасбольшоевлияниеприобретаютмежгосударственныеимеждународныеорганизации (двусторонниеимногосторонниекоалиции, экономическиеивоенно-политическиеблоки, региональныеимеждународныеорганизации).

Государствовыступаетнапервыйплан, таккакэтоединственныйсубъект, которыйобладаетсуверенитетом. Этоозначает, чтоданныйсубъектнепризнаетксебеникакойвласти, кромесобственной, никакихобязательств, крометех, которыевзялнасебядобровольноилиподвлияниемнекоторыхобстоятельств.Государствообладаетнасвоейтерриториивсейполнотойполитическойвласти.

ВсовременноймиреобозначиласьобъективнаятенденциярасширенияучастниковМОивсеболееважнымисубъектамиявляютсямежгосударст. объединения. Онисоздаютсядляреализацииопределенныхцелейгосударств-участников, чащевсегодляреализациикакого-тообщегоинтереса. Втакихобъединенияхможетсложитьсяситуация, когдачей-тоинтереслидирует, асоюзникиобещаютсвоюподдержкулидерувобменлибонапокровительстволибонаегоподдержкувосуществлениисвоихсобственныхцелей.

Сложностьмежгосударственныхотношенийвполитическойсфере, потребностьрегулироватьхоз. жизнь, привестикрасширениювзаимосвязимеждугосударствамиисозданиеМО.

КаксубъектМО, международныеорганизацииболеесложныеструктуры, чеммежгосударственные. Онимогутбытьмежправительственнымиинеправительственными, атакжесмешанноготипа, кудавходятиправительственныеорганизации, общественныеорганизацииииндивидуальныечлены.

КаксубъектМО, междунар. организациимогутвступатьвмежгосударственныеотношенияотсвоегособственногоимени, иотвсехгосударств, входящихвних. Числомеждународныхорганизацийпостояннорастет. Деятельностьмеждунар. организацийноситмногостороннийхарактер. Всовременныхусловияхксфереихдеятельностьможноотнестипроблемывойныимира, защитуприроднойсреды, проблемынаселенияиресурсовит.д. Международн. организацииимеютпостоянныеорганыуправлениясопределеннойкомпетенцией, полномочиямиифункциями. Они, какправило, создаютсянаосновемногостороннегодоговораилиспециальногосоглашения, гдеопределеныцели, полномочия, функции, структураиобязанностичленоворганизации. Первоймеждунар. организациейявляетсяВсемирныйпочтовыйсоюз.(1875). ЦентральныйорганвБрюсселе. Междун. организацииохватываютразныеаспекты: экономика, политика, культура–имеютопределенныеособенностииспецифику. Например, Европейскоеэкономическоесообщество, Лигаарабскихгосударств, организацииэкономическогохарактера: европейскаяассоциациисвободнойторговли, Международныйбанкреконструкциииразвития, МВД. СамуюзначительнуюрольиграетООН. Онасталапервымвисториимеханизмомширокоговзаимодействияразличныхгосударстввцеляхподдержаниямеждународногомираибезопасности, содействияэкономическомуисоциальномупрогрессувсехнародов.

Международ.организации

Международныеорганизации — объединениямежгосударственногоилинегосударственногохарактера, созданныенаосновесоглашенийдлядостиженияопределённыхцелей. Некаждаямеждународнаяорганизацияимеетсвой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, всилуспецификидеятельности, нет). Международныеорганизацииделятсяна международныемежправительственные (межгосударственные) организации и международныенеправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Особаярольврешенииобщемировыхпроблемпринадлежитмеждународныморганизациям. Ихисториянасчитываетнеоднусотнюлет. НоподлинныйпрорыввэтойсферемеждународныхотношенийпроизошелпослеВтороймировойвойны, когдародилисьООНиееспециализированныеучреждения. Тольковсферемеждународныхэкономическихотношенийбылосоздановпослевоенныегодынесколькодесятковмежправительственныхорганизаций. Вихчислетакиеизвестныеивлиятельные, какГенеральноесоглашениеотарифахиторговле (ГАТТ, подписанов 1947 г. - нынеВсемирнаяторговаяорганизация, ВТО), внесшеекрупныйвкладвлиберализациюмеждународнойторговлитоварамииуслугами; учрежденныйв 1944 г. Международныйвалютныйфонд - организация, сформировавшаямеханизмрегулированиямеждународныхвалютныхотношений, платежныхбалансов, внешнейзадолженностигосударств, имногиедругие.

Такимобразом, нарубеже XXI в. общемировыепроблемыипроблемымеждународнойстабильностиоказалисьтесновзаимосвязанными. Мировоесообществостоитпереднеобходимостьнадежногообеспечениямеждународнойбезопасности, инетолькополитическойивоенной, ноиэкологической, экономической, социальной. Именновреализацииэтойисторическоймиссиизаключаетсяглавныйответнаглобальныевызовычеловечеству.

ВнешняяполитикаРБ.

ВрезультатераспадаСССРБеларусьпревратиласьвсуверенный, самостоятельныйсубъектмеждународныхотношений. Передмолодымгосударствомвсталазадачасозданиянациональнойвнешнеполитическойдоктринысучетомегогеополитическогоположенияидоминирующихгеополитическихтенденцийвмире, направленнойнаобеспечениесохранениятерриториальнойцелостности, суверенитетаикультурно-историческойобщностинарода.

ГеополитическоеположениеБеларусихарактеризуетсятем, чтоонанаходитсявцентреЕвропы. Беларусьнеимеетвыходовкморям, наеетерриторииотсутствуютзначительныезапасыполезныхископаемых. Вместестемонаобладаетвесьмасильнымэкономическиминаучно-техническимпотенциалом, разветвленнойкоммуникационнойсистемой, котораяпозволяетсоединитьвысоко-технологическиестранысбогатейшимисырьевымиресурсамиРоссийскойФедерации. РеспубликаБеларусьобладаетопределеннойвоеннойсилой, позволяющейобеспечитьзащитусвоегосуверенитетаитерриториальнойцелостности.

ТрадиционноБеларусьнаходитсявзонегеостратегическихинтересовРоссии, иданныйфакторнеобходимоиспользоватьвнациональныхинтересах. ВзначительноймереэтонашлоотражениевпроцессесозданияСоюзногогосударства, начавшегосяв 1996г. ипродолжающегосяпоныне. Россияявляетсяглавнымторгово-экономическимпартнеромнашейстраны. НаеедолюприходитсяоколополовинывнешнеторговогооборотаРеспубликиБеларусь

ВажноезначениевдолеобеспечениянациональнойбезопасностиимеетучастиеРеспубликиБеларусьврегиональныхсоглашенияхоколлективнойбезопасности (ОДКБ) странСНГичленствовмеждународныхорганизациях (ООН, ОБСЕ )уставныедокументыкоторыхпредусматриваютмеханизмзащитыихучастниковотвооруженнойагрессии.

ВизменившихсягеополитическихусловияхБеларусьпризываетсделатьграницумеждуНАТОиОДКБлиниейдобрососедства. Центрально-европейскоеположениеБеларусиделаетеепривлекательнымсоюзникомипартнеромдлязападноевропейскихстран. В 2008-2009гг. произошлисерьезныепозитивныеподвижкивразвитииотношениймеждуБеларусьюиЕвропейскимсоюзомвполитическойиэкономическойсферахнавзаимовыгодныхусловиях. ВсвязисэтимстратегическийвыборБеларуси, расположенноймеждуРоссиейиЕС, нацеленнасозданиеобщегоэкономическогопространстваРоссия–Беларусь–ЕС.

45. . Геополитикаиееосновныепроблемы. Классическиегеополитическиемодели.

Навнешнююполитикугосударствиихучастиевмеждународныхделахоказываютвлияниегеографическиефакторы, которыеучитываютсяпривыработкеиреализациигеополитическихцелейкаждогогосударства. Геополитика–одноизключевыхпонятийполитологии. Поднимпонимаетсяобластьнаучногознания, раскрывающаязависимостьвнешнейполитикигосударствотихгеографическогоположения. Этомеждисциплинарноенаучноенаправление, исследующееобусловленностьвнешнейполитикигосударствгеографическимположениемирядомприродно-географическихфакторов (климатом, природнымиресурсами, расселениемит.д.).

КаксамостоятельноенаправлениевтеориимеждународныхотношенийгеополитикасложиласьвконцеХIХ–началеХХвека. Внаучныйобороттермин«геополитика»былвведеншведскимисследователемР. Челленом. Онизучалпутисозданиясильногогосударстваивлияниенаэтипроцессыгеографическихфакторов. ГеополитикуР. Челленназывалнаукой, котораярассматриваетгосударствовкачествегеографическогоорганизма, феноменапространства. Вэтотпериодпоявилисьнаучныешколы, изучающиеипо-разномутрактующиегеополитическиепроблемы: англо-американская (А. Мэхэм, Х. Маккиндер, Н. Спайкман, немецкая (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер); российская (Л.ИМечников, С.М. Соловьев, П.Н. Савицкийидр.)

БольшойвкладвразвитиегеополитикивнеснемецкийученыйФ. Ратцель. Онвсвоихтрудахиспользовалтермин«политическаягеография». Ф. Ратцельобосновалтезисоестественнойнеобходимостирасширенияжизненногопространствагосударствапосредствомтерриториальнойэкспансии. Государство - этоживой, пространственноукорененныйорганизм. Оно, подобноживомусуществу, рождается, растетиумирает. Сущностныехарактеристикигосударстваопределяютсяеготерриториейиместонахождением, егоблагополучиезависитотприспособленияксреде.

АнглийскийученыйХ. Маккиндерсформулировалконцепцию "Хартленда". СпланетарнойточкизрениясамоевыгодноеположениезанимаетЕвразийскийконтинент«сердцемира». Евразиюокружаетокраинныйполумесяцилипояс, совпадающийсбереговымипространствамиевразийскогоконтинента. Этозонанаиболееинтенсивногоразвитияцивилизации. ФормулаХ. Маккиндера: тот, ктоконтролируетВосточнуюЕвропу, тотдоминируетнадЕвразией.

Немецкийгеополитик, профессиональныйвоенныйК. Хаусхофер, азатемпрофессорМюнхенскогоуниверситетаключевымсчиталвопросоположенииГерманиивсистемеевропейскихимировыхдержав. Онвывелкартину«планетарногодуализма»: «морскиесилыпротивконтинентальныхсил». К. Хаусхоферразграничивал«властьпосредствомморя»и«властьпосредствомсуши». ОнбылсторонникомнациональнойидеиистремилсяопределитьместоГерманиивсистемепланетарногодуализма«сухопутных»и«морских»сил. Онсчитал, чтогеографическоеположениеГерманиивцентреЕвропыделаетееестественнымпротивникомморскихдержав - Англии, Франции, США. К. ХаусхоферпредлагалсоздатьЕвразийскийальянс (континентальныйгеополитическийблок) поосиБерлин - Москва - Токио.

Н. Спайкменрассматривалгеополитикукакинструментконкретнойвнешнейполитикигосударства, каканалитическийметод, позволяющийвыработатьэффективнуюстратегиюгосударства. ФормуХ. Маккиндера«ктоконтролируетВосточнуюЕвропу, тотдоминируетнаМировымостровом (Евразией) Спайкменменяет: ктодоминируетнадвнешнимполумесяцемЕвразии, тотдоминируетнадЕвропой, ктодоминируетнадЕвропой - тотдержитсудьбумиравсвоихруках. Спайкменвыделялтрицентрамировоймощи: побережьеСевернойАмерики, Европейскоепобережье, ДальнийВостокЕвразии. ДляСШАособоезначениеимеютевропейскиерегионысвыходомнаАтлантику. СпайкменпредвосхитилсозданиеНАТО.

46.Понятиеглобализациииеепричин.

Термин«глобализация»вошелвширокийнаучныйоборотвначале 90-хгг. ХХв. Подглобализациейпонимаютпроцессвозрастающеговоздействияэкономических, политических, культурныхиинформационныхфакторовнасоциальнуюдействительностьвотдельныхстранах. АмериканскийсоциологР. Робертсоноднимизпервыхобратилсякисследованиюпроблемглобализации. Процессыглобализацииобусловленыэкономическимразвитиемстран. Организационныеформыэкономическойдеятельностивыходятзанациональныеграницы, приобретаютмеждународныйхарактер, способствуяформированиюединогоэкономическогопространства. Нанеготакжевлияютполитическиепроцессы, связанныесослаблениемгосударственныхграниц, облегчениемсвободыпередвиженияграждан, товаровиуслуг, капиталов. Оказываютвоздействиенапроцессыглобализацииипроизводственно-техническийрост, резкоевозрастаниемасштабовпроизводства, международныхформегоосуществления (ТНК), качественноновыйуровеньсредствтранспортаисвязи, обеспечивающийбыстроераспространениетоваровиуслуг, ресурсовиидей. Важноезначениевпроцессахглобализацииимеетразвитиеинформации, изменениесредствобщения, обменаэкономической, финансовойинформацией, повышениемобильностилюдейвтерриториальном, духовномипсихологическомотношениях, международноймиграции.

Глобализацияведеткуниверсализациимира: формированиюединогоэкономическогопространства, единогоинформационногопространства, развитиюобщихстандартовкачестважизни. Глобализация - явлениененовое. Интернационализацияхозяйственныхсвязейкакформамежнациональногообщенияактивноразвиваласьвконце XIX - началеХХвв.

47.политич.модернизация

Теориямодернизации—теория, призваннаяобъяснитьпроцессмодернизациивобществах. Теориярассматриваетвнутренниефакторыразвитиялюбойконкретнойстраны, исходяизустановки, что«традиционные»странымогутбытьпривлеченыкразвитиютакимжеобразом, какиболееразвитые.

Выделимосновныепризнакимодернизациивотдельныхсферахобщества:

Экономическимихарактеристикамимодернизациивыступаютпреобразованиеспособапроизводстваиукладовхозяйствованиявсовременнуюравновеснуюрыночнуюсистемуоткрытоготипасгосподствомвнейчастногосектора, сосуществующегосдругимисекторами: государственным, кооперативным, смешаннымкапиталами, трудовойакционернойсобственностиидр.

Всоциальнойсферемодернизациясвязанасформированиемустойчивойравновеснойсоциальнойстратификацииобщества, становлениемсреднегокласса, атакжедостижениеммассовогопотребления, высокогоуровняипродолжительностижизни, наконец

Всферекультурыидуховнойжизнимодернизацияхарактеризуетсяраспространениемграмотностисрединаселения, религиозно-конфессиональнойтолерантностью, распространениемлиберальныхценностей.

Вполитическойсферемодернизацияхарактеризуетсястановлениемиукреплениемнациональныхсуверенныхгосударств, правовыхструктургосударственности, реальногоразделенияосновныхветвейвласти, политическойдемократии.

Подполитическоймодернизациейвнастоящеевремяпонимаетсявозрастаниеспособностиполитическойсистемыадаптироватьсякновымобразцамсоциальныхцелейисоздаватьновыевидыинститутов, обеспечивающихразвитиесоциальнойсистемы. Этотпроцессобусловленкакобъективными (социально-экономическимиикультурными), такисубъективными (способностьполитическогоруководстваосуществитьболееилименееэффективноеизменениеполитическойсистемы) факторами.

Выделяютследующиецелиполитическоймодернизации: созданиеновыхполитическихинститутовдлярешенияпостояннорасширяющегосякругасоциальныхиэкономическихпроблем; изменениеполитическихориентацийэлитыилидеровнаоткрытуюборьбу; формированиерациональнойбюрократии.

Врамкахсовременнойконцепциимодернизациивыделяетсяследующиееёисторическиетипы:

Первыйтип - оригинальнаямодернизация - былхарактерендляСШАистранЗападнойЕвропы, осуществившихпереходкрациональномуобщественномуустройствуврезультатедлительноговнутреннегоразвития.

Второйтип - вторичнаямодернизация - былхарактерендлястран, отставшихвсвоемразвитииипытавшихсядогнатьпередовыестраныболееускореннымспособомзасчетиспользованияопытапоследних. Обычнокэтойгруппеотносилиразвивающиесястраны, освободившиесяотколониальнойзависимости

48.Проблемыполитическоймодернизацииобществав
РеспубликеБеларусь

ВстановлениииразвитииполитическойсистемыБеларусивусловияхнезависимостиможновыделитьнесколькоэтапов:

1) 1992 – 1994 гг. - переходотмонополиинавластьоднойпартиикполитическомуплюрализму, многопартийности, формированиюинститутовгражданскогообщества, свободнойконкуренциейразличныхполитическихсилвборьбезавласть, установлениемпарламентскойреспублики. Втожевремядляданногопериодасвойственнытакиечерты, какнеустойчивостьсоциально-политическогопроцесса, снижениеуровняжизнизначительнойчастинаселения.

2) 1994-1996 гг. –переходотпарламентскойформыреспубликикпрезидентской. Периодпротивостоянияпарламентскимбольшинствомдепутатов, соднойстороны, иглавойгосударства, исполнительнойвластьювцелом–сдругойстороны.

3) Сноября 1996 годаначинаетсяновыйэтап, которыйпродолжаетсяпонастоящеевремя. Онсвязанспроведениемреферендума, принявшимновуюредакциюКонституцииРеспубликиБеларусь. Врезультатеболеечеткобылираспределеныфункциииполномочиямеждуветвямивласти, чтоспособствовалостабилизациисоциально-политическойситуации.

Особенностямиполитическогопроцессавреспубликенасовременномэтапеявляются: сохранениепрежнейсоциальнойструктуры; значительноеснижениежизненногоуровнябольшейчастинаселения; отсутствиетрадицийплюралистическойдемократии; преобладаниеисполнительнойвластинадпредставительной; неразвитостьсистемыместногосамоуправления; малочисленныйсоставсовременныхполитическихпартий, ихслабоевлияниенаполитическийпроцессвстране; преобладаниепатриархально-подданическоготипаполитическойкультуры, ориентированногонахаризматическоголидераипатерналистскоегосударство.

Успешнаямодернизациятребуетсозданияширокойсоциальнойопоры, формированиясреднегокласса, обеспечениеусловийдлявысокойсоциальноймобильностинаселения; формированиеновогодемократическоготипаполитическойкультуры.


Наши рекомендации