Политическаявласть: сущностьиресурсы
Политическаявласть – этоопределяющеевлияние, основанноенаотношениигосподстваруководствасцельюволевоговоздействиянадеятельностьиповедениелюдейспомощьюметодовпринуждения, убеждения, интереса. Политическаявластьнеобходимадляорганизацииобщественногопроизводства, котороеневозможнобезподчинениявсехучастниковединойволе, дляподдержанияцелостностиистабильностиобщества.
Властьвобществеимеетсвои параметры:
– масштабывласти–характеристиказначения, размаха, размероввлияниятойилиинойвласти;
– времявласти–периодфункционированияданнойвласти, данногоорганагосударственнойвласти;
– объемвласти–количествовласти, сосредоточенноевданныхрукахилиорганах;
– пространствовласти–определенныеплощади, территорииирегионы, впределахкоторыхданнаявластьэффективнаилиформальнофункционирует.
Характерныепризнакиполитическойвласти:
– верховенствовласти–обязательностьвластныхрешенийдлявсегообщества;
– моноцентричностьвласти–существованиеединогогосударственногоцентрапринятияполитическихрешений;
– всеобщностьвласти–функционированиевластинаосновеправаотименивсегообщества;
– наличиемногообразияресурсоввласти–экономических, нравственных, социальных, культурныхит. д.
Ресурсывласти – этосредства, которымисубъектполитическихотношенийвлияетнаобъектполитическихотношенийдлядостиженияпоставленныхцелей. Выделяютресурсывластиэкономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.
Экономическиересурсы – материальныеценности–деньги, техника, земля, полезныеископаемые, необходимыедляпроцессовпроизводстваипотребления.
Социальныересурсы – группыислоиобщества, чьяподдержканеобходимавластидляпроведениясвоейполитики.
Культурно-информационныересурсы – знания, информацияисредстваихраспространения–средствамассовойинформации, системаобразования, культурныеучрежденияит. д.
Принудительныересурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовыеведомства.
Демографическиересурсы – основавоспроизводствавсехостальныхвидовресурсоввласти–люди.
Основныекомпонентыструктурывласти–субъектиобъектвласти.
Субъектвласти – обладатель, носительвласти, воплощающийвсебенаправляющееначало. Субъектамивластимогутбыть: политическийлидер, нация, народ, правящийкласс, политическаяэлита, государство, политическаяпартия, группаинтересов.
Объектвласти – руководимыесубъектомвластиграждане, социальныегруппы, организации, движения.
Длядемократическогообществахарактерно, чтообществоможетбытьиобъектом, исубъектомвласти. Вобщественедемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ–этотолькообъектвласти.
Отношениеобъектаполитическойвластикеесубъектуможетбытьразличным: отдобровольногоподчинениядоожесточенногосопротивления. Этозависитоттого, какиетребованияпредъявляютсяобъекту, какиеметодывоздействия. Например, патриархальныетрадицииформируютпокорный, зависимыйнарод, атрадициидемократические–активноевгражданскомпланенаселение.
Легитимностьвласти
Политическаялегитимность – этопризнаниеобществомданнойвластииееправанауправление. Властьлегитимна, когдаобществодобровольнопринимаетконкретныеформыправлениятогоилииногокласса. Такимобразом, восновелегитимноститойилиинойвластилежитвзаимноесогласиеуправляющихиуправляемых: первыезнают, чтоосуществляютуправлениеназаконныхоснованиях, вторыепризнаютихпритязания. Легитимностьвластиможетиметьзакреплениевразличных источниках:
– вдревнихтрадициях, обычаях (например, наследованиевластивмонархии);
– действующемзаконодательстве (конституция, нормативныеправовыеактыит. д.);
– революционнойхаризме (греч. charisma–божественныйдар) (властькакрезультатрадикальныхпреобразований) ит. д.
Легитимностькакпоказательсовместимостивластиигражданявляетсявеличинойпеременной, т. е. зависитотналичияилиотсутствияуданнойвластиреальногоавторитетаидовериянарода. Изменениеавторитетаведеткуменьшениюилиувеличениюлегитимности.
Легитимностьявляетсяпонятиемотносительным, таккакимеетсвоистепени, границыиневыражаетединодушиягражданводобрениитойилиинойвласти. Влюбойстранемиравсегдаестьполитическаяоппозиция, протестующиепротиврежимасубкультуры, аполитичныеслоииграждане, убежденныевлегитимностивласти.
Типологиюлегитимностиразработал М. Вебер. Онвыделилтриосновныхтипалегитимности.
1. Традиционнаялегитимность, основаннаянавере, обычаяхитрадициях. Примеромявляютсяабсолютныемонархии, гдемеханизмуправленияясенипонятен: одинуправляет, остальныеподчиняются. Патриархальныеустоирассматриваютсякакнерушимые, несоблюдениеихведеткприменениюкарательныхсанкций.
2. Рационально-легальнаялегитимность, опирающаясянапризнаваемыенародомзаконы, врамкахкоторыхизбираютсяидействуютпредставителивласти. Примеромявляютсясовременныеконституционныегосударства, гдевластьоснованананародномволеизъявлении, выраженномвзаконодательстве.
3. Харизматическаялегитимность, основаннаянапризнанииавторитетаипопулярностиполитическогодеятеля. Авторитетможетбытьприобретенврезультатепроведенияполитическихреформилиреволюционногопреобразованияобщества. Историячеловечествазнаетмножествоподобныхлидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образлидерасоздаетсянетолькозасчетвыдающихсяличностныхданных, ноиформируетсяцеленаправленноаппаратомуправления (припомощиСМИ, различныхакцийит. д.).
Выделяют триуровнялегитимностивласти:
– легитимностьнародная–признаниеобществомправавластиправящихкругов;
– легитимностьвнешняя–признаниевластисостороныдругихгосударств, международныхорганизацийивлиятельныхкругов, формирующихобщественноемнение;
– легитимностьиндивидуальная–представленияправящихкруговосвоихвластныхполномочияхидействияпоихудержанию.
Делегитимность – утратадоверияквласти, лишениеееподдержкиобщества. Возможнаврезультатееенеэффективности, коррумпированности, неспособностиоградитьоткриминальныхпроявлений, бюрократизацииит. д.