Политическаявласть: сущностьиресурсы

Политическаявласть – этоопределяющеевлияние, основанноенаотношениигосподстваруководствасцельюволевоговоздействиянадеятельностьиповедениелюдейспомощьюметодовпринуждения, убеждения, интереса. Политическаявластьнеобходимадляорганизацииобщественногопроизводства, котороеневозможнобезподчинениявсехучастниковединойволе, дляподдержанияцелостностиистабильностиобщества.

Властьвобществеимеетсвои параметры:

– масштабывласти–характеристиказначения, размаха, размероввлияниятойилиинойвласти;

– времявласти–периодфункционированияданнойвласти, данногоорганагосударственнойвласти;

– объемвласти–количествовласти, сосредоточенноевданныхрукахилиорганах;

– пространствовласти–определенныеплощади, территорииирегионы, впределахкоторыхданнаявластьэффективнаилиформальнофункционирует.

Характерныепризнакиполитическойвласти:

– верховенствовласти–обязательностьвластныхрешенийдлявсегообщества;

– моноцентричностьвласти–существованиеединогогосударственногоцентрапринятияполитическихрешений;

– всеобщностьвласти–функционированиевластинаосновеправаотименивсегообщества;

– наличиемногообразияресурсоввласти–экономических, нравственных, социальных, культурныхит. д.

Ресурсывласти – этосредства, которымисубъектполитическихотношенийвлияетнаобъектполитическихотношенийдлядостиженияпоставленныхцелей. Выделяютресурсывластиэкономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.

Экономическиересурсы – материальныеценности–деньги, техника, земля, полезныеископаемые, необходимыедляпроцессовпроизводстваипотребления.

Социальныересурсы – группыислоиобщества, чьяподдержканеобходимавластидляпроведениясвоейполитики.

Культурно-информационныересурсы – знания, информацияисредстваихраспространения–средствамассовойинформации, системаобразования, культурныеучрежденияит. д.

Принудительныересурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовыеведомства.

Демографическиересурсы – основавоспроизводствавсехостальныхвидовресурсоввласти–люди.

Основныекомпонентыструктурывласти–субъектиобъектвласти.

Субъектвласти – обладатель, носительвласти, воплощающийвсебенаправляющееначало. Субъектамивластимогутбыть: политическийлидер, нация, народ, правящийкласс, политическаяэлита, государство, политическаяпартия, группаинтересов.

Объектвласти – руководимыесубъектомвластиграждане, социальныегруппы, организации, движения.

Длядемократическогообществахарактерно, чтообществоможетбытьиобъектом, исубъектомвласти. Вобщественедемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ–этотолькообъектвласти.

Отношениеобъектаполитическойвластикеесубъектуможетбытьразличным: отдобровольногоподчинениядоожесточенногосопротивления. Этозависитоттого, какиетребованияпредъявляютсяобъекту, какиеметодывоздействия. Например, патриархальныетрадицииформируютпокорный, зависимыйнарод, атрадициидемократические–активноевгражданскомпланенаселение.

Легитимностьвласти

Политическаялегитимность – этопризнаниеобществомданнойвластииееправанауправление. Властьлегитимна, когдаобществодобровольнопринимаетконкретныеформыправлениятогоилииногокласса. Такимобразом, восновелегитимноститойилиинойвластилежитвзаимноесогласиеуправляющихиуправляемых: первыезнают, чтоосуществляютуправлениеназаконныхоснованиях, вторыепризнаютихпритязания. Легитимностьвластиможетиметьзакреплениевразличных источниках:

– вдревнихтрадициях, обычаях (например, наследованиевластивмонархии);

– действующемзаконодательстве (конституция, нормативныеправовыеактыит. д.);

– революционнойхаризме (греч. charisma–божественныйдар) (властькакрезультатрадикальныхпреобразований) ит. д.

Легитимностькакпоказательсовместимостивластиигражданявляетсявеличинойпеременной, т. е. зависитотналичияилиотсутствияуданнойвластиреальногоавторитетаидовериянарода. Изменениеавторитетаведеткуменьшениюилиувеличениюлегитимности.

Легитимностьявляетсяпонятиемотносительным, таккакимеетсвоистепени, границыиневыражаетединодушиягражданводобрениитойилиинойвласти. Влюбойстранемиравсегдаестьполитическаяоппозиция, протестующиепротиврежимасубкультуры, аполитичныеслоииграждане, убежденныевлегитимностивласти.

Типологиюлегитимностиразработал М. Вебер. Онвыделилтриосновныхтипалегитимности.

1. Традиционнаялегитимность, основаннаянавере, обычаяхитрадициях. Примеромявляютсяабсолютныемонархии, гдемеханизмуправленияясенипонятен: одинуправляет, остальныеподчиняются. Патриархальныеустоирассматриваютсякакнерушимые, несоблюдениеихведеткприменениюкарательныхсанкций.

2. Рационально-легальнаялегитимность, опирающаясянапризнаваемыенародомзаконы, врамкахкоторыхизбираютсяидействуютпредставителивласти. Примеромявляютсясовременныеконституционныегосударства, гдевластьоснованананародномволеизъявлении, выраженномвзаконодательстве.

3. Харизматическаялегитимность, основаннаянапризнанииавторитетаипопулярностиполитическогодеятеля. Авторитетможетбытьприобретенврезультатепроведенияполитическихреформилиреволюционногопреобразованияобщества. Историячеловечествазнаетмножествоподобныхлидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образлидерасоздаетсянетолькозасчетвыдающихсяличностныхданных, ноиформируетсяцеленаправленноаппаратомуправления (припомощиСМИ, различныхакцийит. д.).

Выделяют триуровнялегитимностивласти:

– легитимностьнародная–признаниеобществомправавластиправящихкругов;

– легитимностьвнешняя–признаниевластисостороныдругихгосударств, международныхорганизацийивлиятельныхкругов, формирующихобщественноемнение;

– легитимностьиндивидуальная–представленияправящихкруговосвоихвластныхполномочияхидействияпоихудержанию.

Делегитимность – утратадоверияквласти, лишениеееподдержкиобщества. Возможнаврезультатееенеэффективности, коррумпированности, неспособностиоградитьоткриминальныхпроявлений, бюрократизацииит. д.

Наши рекомендации