Общественно-политическаямысльБеларусиэпохиПросвещения
Просвещение—идеологическоенаправлениеиобщественно-политическаяконцепция, враждебнаяфеодально-абсолютистскомустроюиегопорождениямвовсехсферахжизнедеятельностиобщества. НаиболеезначительноераспространениевЕвропеидеиПросвещенияполучилимежду 1715 и 1789 годамиибылисвязанысдеятельностьютакихизвестныхмыслителей, какМонтескье, Вольтер. Дидро, Руссоимногихдругих. Ихмировосприятиюбылихарактерныкритическиезамечанияофеодальныхотношениях, деспотическихформахправления.
Просвещение, какидеологияновоговремени, пришловБеларусьв XVIII веке. Этотпериодвисториинашейстранывыделяетсясвоейдинамикой, разнообразиемкультурныхнаправленийиволн, связямисреформаторамиипросветителямидругихнародов. ПодвоздействиемФранцузскойбуржуазнойреволюции, европейскихнационально-освободительныхдвижений, внутреннегопробужденияобществаосновойкультурногоразвитиябелорусскихземельвэтовремясталкультразума, приоритетпросвещения, науки, передовыхобщественно-политическихвзглядовиконцепций. Приверженцыпросветительскойфилософиивборьбепротивконсерваторовотстаивалиправонавольнодумство, материалистическоеирациональноепониманиемира, высказывалиантикрепостническиеинекоторыеутопическиеидеи. Особоевниманиесталоуделятьсярациональностиискептицизмучеловека, критикерелигии, открытостидостиженияммировойкультурыиреформированию.
Напереднийпланвбелорусскомобществевышлиактивныереформаторы, которыепробовалиреализоватьнапрактикесмелыепросветительскиепроекты. Ониорганизовывалимануфактуры, образцовыесельскохозяйственныеобщины, прокладываликаналы, нежалелиденегнамеценатство, театры, музеи, живопись, организациюпервыхнаБеларусипериодическихизданий. Белорусскиемыслителиипросветители XVIII векаосмысливалипроблемысуществованияприроды, человекаиобщества, обосновывалиразвитиенауки, техники, новыхформпроизводства.
Какивпредыдущиевремена, в XVIII столетиидуховнаяжизньлюдейиобщественно-политическаямысльбелорусскихземельпродолжалаоставатьсяподвлияниемцеркви. Приэтомследуетучитывать, чтоконфессиональнаяструктураВКЛотличаласьбольшойпестротойизапутанностьюрелигиозныхотношений. Политическиеиидеологическиеконцепцииразличныхслоевобщества, проблемыгосударства, религиозныевоззренияданнойэпохинаиболееполноотраженывполитико-конфессиональнойпублицистике.
ОднимизучастниковподобныхпублицистическихдиспутовбылФрантишекПанротский (1723—1790) —издатель, авторряданаучныхтрудовпоистории, географии, философии, отстаивавшийсветскийхарактерзнаний. БольшуюизвестностьпринеслиемувыпускаемыеимвВильно«Политическиекалендари», которыесодержалиисчерпывающуюинформациюособытияхвнутристраныизарубежом, анализисторическихсобытиивжизниВеликогокняжестваЛитовскогоиРечиПосполитой, атакженнтерссныесведенияпофизике, медицине, географии.
ЕщеоднимпредставителемраннеголапаПросвещениявБеларусиявляетсяКазимирНарбут (1738—1807) —сторонникэклектическогонаправлениявфилософии. Согласноегопредставлениям, человек—этосуществонетолькобиологическое, ноещеиобщественное. Ссамогосвоегорожденияоннаделенрядомправисвобод. Однимизтакихправявляетсяправочеловекабытьсчастливым. Наэтодолжнабытьнаправленадеятельностьгосударства, котороепредставляетсобойорганизацию, действующуювинтересахвсехикаждогогражданинавотдельности, Именногосударствоилюди, наделенныевластью, призванызаботитьсяофункционированиизаконов, особлюдениипринциповсправедливости, равенства, свободы.
ОднойизсамыхинтересныхидейК. Нарбутабылаидеяосветскомхарактереобразования. ОнпредлагалввестиединыеметодыобучениявовсехучебныхзаведенияхРечиПосполитой, резкокритиковалсистемуобразованиявиезуитскихакадемияхиколлегиумах, считал, чтонарядустеоретическимизнаниямиученикидолжныполучатьпрактическиенавыки, которыебудутполезныимвповседневнойжизниидеятельности. Вегопланывходиловвестивобучениекурссветскойэтики, призваннойукрепитьморальныеосновыобщества.
ВобщественноймыслиБеларуси XVIII векаотличительнойчертойсталораспространениеидейэкономистов-философов (физиократов). Онивысказывалиидеиоразвитииобществапозаконам«натуральногопорядка», оединствефизическихиморальных (общественных) законов, опризнанииобъективнойдействительностивнешнегомира. ПервымивыразителямиподобныхидейвБеларусибылиотдельныепредставителимагнатскогоишляхетскогосословий. Именноонибылизнакомысновымсоциально-экономическимукладомевропейскогообществаипыталисьвнедритьегоосновныедостижениявжизньсвоейстраны. Физиократывыступализасозданиегосударствассильнойкоролевскойвластью, предлагалиреформироватьфинансы, системуобразования, армиюРечиПосполитой.
Однимизраспространителейидейфизиократовнабелорусскихземляхбылученый-правоведИеронимСтройновский (1752-1815). Всвоемглавномтруде«Наукаонатуральномиполитическомправе, политическойэкономиииправенародов»онизложилсущностьосновнойконцепциифизиократов—концепциионатуральномпорядкеинатуральномправе. НатуральныйпорядоквещейСтройновскийрассматривалкакединствофизическогоиморального, совокупностьзаконовприродыиобщества. Жизньобщества, поегомнению, подчиненанатуральнымзакономерностям, ачеловекживетвсоответствиеснатуральнымизаконами, наосновекоторыхондолженсоздатьсправедливыеобщественныезаконы. Идеальнымгосударственнымустройствоммыслительсчиталконституционнуюмонархиювоглавеспросвещеннымправителем. ЕдиномышленникамиИ.СтройновскогобылиИ. Масальский, И. Храптович, М. Карпович, К. Богуславскийидругие.
Вконце XVIII столетияобщественно-политическаяжизньРечиПосполитойзначительноактивизировалась. Великаяфранцузскаяреволюция, атакжесобытиясобственнойистории (разделыРечиПосполитой) вызваликжизнирядновыхидей, способствовалипробуждениюобщества, положилиначалопроведениюреформдемократическогохарактера. Широкоераспространениевэтовремяполучилирадикальныеидеиопоследовательномутверждениипринциповравенстваибратствалюдейтруда, утопическиетеориикрестьянскогосоциализма. ОднимизнаиболеепоследовательныхносителейподобныхидейсталЯкубЯсинский (1761-1794) –поэт, революционер, участниквосстанияТадеушаКостюшки. Большинствоегопроизведенийпроникнутосоциальнойтематикой. Внихпоказываютсявсетемныестороныжизнипростогочеловека, егобедность, угнетениесостороныпривилегированныхслоевобщества, атакжесодержитсяпризывкнародувзятьпримерсфранцузскихреволюционеровиоткрытовыступитьпротивсвоихугнетателей. ПриблизительнотакиежеидеисодержалисьивовзглядахшляхтичаИ. Еленского (1756—1813), которыйпропагандировалутопическиеидеисозданияобщинно-коммунистическогообщества. Онпредлагалобъединитьтружениковвассоциации, вкоторыхсредствапроизводстваирезультатытрудабудутпринадлежатьимсамим, аимуществобудетобщее.
Большойвкладвразвитиеобщественно-политическоймыслибелорусскихземельэпохиПросвещенияинееархиепископ, православныйрелигиозныйполемист, философГеоргийКонисский (1717-1795). Большинствосвоихидейонвысказалвпубличныхвыступленияхицерковныхпроповедях, гдерезкокритикованВатикан, осуждалБрестскуюцерковнуюунию, призывалкобъединениювосточнославянскихнародов. Г, Конисскийсчитал, чтоисторическисудьбабелорусскихземельсвязанасРоссией, котораяблагодаряэпохеПетраВеликогоушладалековпередвсравнениисРечьюПосполитой. Общественныйпрогрессархиепископсвязывалсразвитиемнауки, образования, просвещения. Оченьмногосделалдляоткрытияшколисеминарий, поддержанияправославнойцерквивБеларуси.
ОбозначенныевышеидеиПросвещенияиспользовалисьглавнымобразомдляразработкиновыхполитическихпроектов, необходимостипротивостоянияфеодально-аристократическойреакции, ликвидациинаиболееархаичныхполитическихтрадиций, сословногонеравенства. ЭтимиидеямипользовалисьмногиеавторыКонституцииРечиПосполитой 3 мая 1791 года, атакжеучастникипольскогонационально-освободительноговосстания 1794 годаподруководствомТ. Костюшки.
ПослеразделовРечиПосполитой (1772, 1793, 1795 гг.) многиедемократическинастроенныедеятелиБеларуси, Литвы, ПольшивынужденыбылиэмигрироватьвстраныЗападнойЕвропы, гдезначительнаяихчастьпринялаактивноеучастиевполитическойидуховнойжизнизападноевропейскогообщества. ТежепредставителидемократическихипросветительскихкруговбывшейРечиПосполитой, которыепринялиразделыгосударства, продолжалисвоюдеятельностьвРоссийскойимперии.