Политология, еепредметиместовсистемесоциально-гуманитарногознания. Методыифункцииполитологии.
Политология, еепредметиместовсистемесоциально-гуманитарногознания. Методыифункцииполитологии.
Политологиякакнаучнаядисциплина
Термин«политология»этимологическиобразовансочетаниемдвухгреческихслов: politike–государственныеделаиlogos – знание. Такимобразом, политология – этонаукаополитике.
Всовременнойобщественно-политическойсистемекакцелостномобразованиивыделяют следующиевзаимосвязанныеподсистемы:
1) производственная (экономико-хозяйственная);2) социальная;3) духовная;4) политическая.
Каждаяизнихимеетсвоюструктуру, функции, ценности, нормыит. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечиваетматериальнуюосновудеятельностиобщества. Социальнаясфера обеспечиваетвоспроизводствочеловекакакполноправногочленаобщества, способствуетнормальномуфункционированиюразличныхсоциальныхинститутов. Духовнаясфера призванаформироватьгармоничныевзаимоотношениячеловеческогообщества, создаватьнравственныеценности. Политическаяподсистема регулируетвзаимодействиеиэффективноефункционированиевсехподсистемсцельюреализациисовокупныхинтересовобщества.
Функциииметодыполитологии
Предназначениеполитологиивобществевыражаетсявеефункциях. Выделяютследующие функцииполитологии.
1. Теоретико-познавательная – адекватноеотражениеполитическойреальности, исследованиемирареальнойполитики, описаниеивыявлениеегозакономерностей, анализприродывластныхотношений, государства, формированиекомплексазнанийополитическихсобытияхипроцессах, наиболееэффективныхформахразвитияобщества.
2. Методологическая – использованиезнаний, накопленныхнаукойвцеляхдальнейшегоисследованияполитическойжизни, применениезнанийополитикевкачестветеоретическойосновыприкладныхполитическихнаук.
3. Рационализаторская – усовершенствованиеполитическойжизни, политическихинститутов, отношений, политико-управленческихрешенийит. д., необходимостьсозданияилиликвидациитехилииныхполитическихинститутов, актуальностьполитическихреформиреорганизаций, разработкаоптимальныхмоделейуправлениягосударствомиэффективныхтехнологийразрешениясоциально-политическихконфликтов.
4. Диагностическая – определениесоответствияполитическихпрограмм, курсовтенденциямсовременногообществаиегореальномуразвитию.
5. Социализирующая – приобретениенавыкованализаполитическойжизни, оценкивластиивластвующих, формированиесовременнойполитическойкультуры, выработканормпозитивныхотношенийврамкахполитическогоплюрализма (множественностипозицийивзглядов), умениепониматьсвоиправа, декларироватьсвоюгражданскуюпозицию.
Метод–этоспособполученияновогознания. Вполитологииметоды–этоспособыизученияполитики.
Методыполитологии
1. Социологическийметод выясняет, какполитиказависитотсоциальнойсферы, т. е. отобщества.
2. Структурно-функциональныйметод рассматриваетполитикукакцелостнуюсистему, гдекаждыйэлементвыполняетопределеннуюфункцию.
3. Функциональныйметод изучаетполитикучереззависимостимеждуполитическимиявлениями (например, политическаякультура–режимвласти, наличиеполитическихпартий–избирательнаясистемаит. д.).
4. Системныйметод рассматриваетполитикукаксистему-механизм, взаимодействующийсокружающиммиром. Требованияграждан, ихпожелания, претензии, поддержкаилинедовольство–это«вход»системы; реакциянаэтогосударства, власти–это«выход».
5. Антропологическийметод изучаетявленияполитическойжизнинаосновеиррациональной, инстинктивнойприродычеловеческогоповедения, рассматриваетчеловекакакродовоесущество, имеющееосновныепотребности–впище, безопасности, свободеит. д.
6. Сравнительныйметод сопоставляетполитическиепартии, политическиесистемы, политическиережимыидр., чтобывыявитьнаиболееэффективныеформыорганизацииобществаипутирешенияполитическихпроблем.
7. Историческийметод изучаетполитическиеявлениявихисторическомразвитии, чтопозволяетпроводитьпараллелимеждупрошлыминастоящимполитическимпроцессом.
8. Эмпирическийметод изучаетполитикунаоснованииэмпирическихисследований (статистическиеданные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюденияит. д.).
2.Западноевропейскаяполитическаямысльдо 19 века.
Первыепредставленияополитикевозниклиужевглубокойдревности. ВозникновениеполитическихидейнаВостокесвязаносразвитиемобщественногоспособапроизводства, классовойдифференциациейобщества, возникновениемгосударства. Особенностьполитическоймыслиэтогопериода–обоснованиебожественнойсверхъестественнойприродыполитическойвластиНаивысшегорасцветаполитическаямысльдостиглавтворчествефилософовДревнейГреции–ПлатонаиАристотеля. ПервоесистематизированноепредставлениеополитикеигосударствеизложеноПлатономвработах«Государство», «Законы»идр. Правильныеформы: монархия–единоличнаявластьгосударя; аристократия–властьлучшихлюдей, болеепредпочтительная, чеммонархия; республика–выборнаявластьмногих (большинства).Неправильныеформы: тирания–властьжадногоправителя; олигархия–властьгруппынедостойныхбогачей; демократия–властьбедноты. ПолитическимидеаломАристотеляявляетсясмешаннаяформагосударства, представляющаясобойсинтезаристократиииполитики, вкоторомправитсправедливыйзаконисуществуютотдельнозаконодательная, административнаяисудебнаявласти. Этаформапозволяетпримиритьбедныхибогатых, вравноймереосуществлятьихосновныеинтересы. Есливгосударствесохраняетсясправедливостьиуважениекрелигииицеркви, тооноимеетавторитет, полномочиядляправлениялюдьми. Другоймыслитель–ФомаАквинскийлучшейформойправлениясчитаетмонархию. Духовнаявластьнаходитсявышесветскойвластигосударства.
Легитимностьвласти
Политическаялегитимность – этопризнаниеобществомданнойвластииееправанауправление. Властьлегитимна, когдаобществодобровольнопринимаетконкретныеформыправлениятогоилииногокласса. Такимобразом, восновелегитимноститойилиинойвластилежитвзаимноесогласиеуправляющихиуправляемых: первыезнают, чтоосуществляютуправлениеназаконныхоснованиях, вторыепризнаютихпритязания. Легитимностьвластиможетиметьзакреплениевразличных источниках:
– вдревнихтрадициях, обычаях (например, наследованиевластивмонархии);
– действующемзаконодательстве (конституция, нормативныеправовыеактыит. д.);
– революционнойхаризме (греч. charisma–божественныйдар) (властькакрезультатрадикальныхпреобразований) ит. д.
Легитимностькакпоказательсовместимостивластиигражданявляетсявеличинойпеременной, т. е. зависитотналичияилиотсутствияуданнойвластиреальногоавторитетаидовериянарода. Изменениеавторитетаведеткуменьшениюилиувеличениюлегитимности.
Легитимностьявляетсяпонятиемотносительным, таккакимеетсвоистепени, границыиневыражаетединодушиягражданводобрениитойилиинойвласти. Влюбойстранемиравсегдаестьполитическаяоппозиция, протестующиепротиврежимасубкультуры, аполитичныеслоииграждане, убежденныевлегитимностивласти.
Типологиюлегитимностиразработал М. Вебер. Онвыделилтриосновныхтипалегитимности.
1. Традиционнаялегитимность, основаннаянавере, обычаяхитрадициях. Примеромявляютсяабсолютныемонархии, гдемеханизмуправленияясенипонятен: одинуправляет, остальныеподчиняются. Патриархальныеустоирассматриваютсякакнерушимые, несоблюдениеихведеткприменениюкарательныхсанкций.
2. Рационально-легальнаялегитимность, опирающаясянапризнаваемыенародомзаконы, врамкахкоторыхизбираютсяидействуютпредставителивласти. Примеромявляютсясовременныеконституционныегосударства, гдевластьоснованананародномволеизъявлении, выраженномвзаконодательстве.
3. Харизматическаялегитимность, основаннаянапризнанииавторитетаипопулярностиполитическогодеятеля. Авторитетможетбытьприобретенврезультатепроведенияполитическихреформилиреволюционногопреобразованияобщества. Историячеловечествазнаетмножествоподобныхлидеров: Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер. Образлидерасоздаетсянетолькозасчетвыдающихсяличностныхданных, ноиформируетсяцеленаправленноаппаратомуправления (припомощиСМИ, различныхакцийит. д.).
Выделяют триуровнялегитимностивласти:
– легитимностьнародная–признаниеобществомправавластиправящихкругов;
– легитимностьвнешняя–признаниевластисостороныдругихгосударств, международныхорганизацийивлиятельныхкругов, формирующихобщественноемнение;
– легитимностьиндивидуальная–представленияправящихкруговосвоихвластныхполномочияхидействияпоихудержанию.
Делегитимность – утратадоверияквласти, лишениеееподдержкиобщества. Возможнаврезультатееенеэффективности, коррумпированности, неспособностиоградитьоткриминальныхпроявлений, бюрократизацииит. д.
Выборыиизбирательноеправо.
Всамомобщемсмыслевыборы—этоизбраниеспомощьюголосованияпредставительныхоргановвласти, должностныхлиц, руководителейорганизации. Выборыворганывластисоставляютсердцевинудемократическогополитическогопроцесса, являютсярезультатомдолгогоипротиворечивогоисторическогопоискалучшеймоделиформированияифункционированияпубличнойвласти. Ноневсевыборыможноназватьдемократическими.Демократическиевыборыбазируютсянаправовыхнормах, всовокупностиназываемыхизбирательнымправом. Избирательноеправоподразделяетсянаобъективноеисубъективное.Избирательноеправо - вобъективномсмысле - системаправовыхнорм, регулирующихпорядокформированиявыборныхгосударственныхорганов. Избирательноеправоявляетсяоднимизинститутовконституционногоправа.Избирательноеправо - всубъективномсмысле - конституционноеправогражданинаизбиратьиизбиратьсявгосударственныеорганы.демократиянеотделимаотвыбороввыборыбываютразными:1 президентские2 парламентские3 местныеорганыуправления4 выборысудейинекоторыхдругихдолжностныхлицвыборыбывают:1 очередными2 внеочередными3 дополнительнымиизберсистема:
изберправо–теоретико-юридическийкомпонентизберпроцедура–практическийорганизационныйкомпонентизберсистема–подсчетголосоввыборыклассиф: согласнопринципамизбправа:всеобщие, ограниченные, равныеинеравные, прямыеиликосвенные, тайнымиилиоткрытымголосовонием
Политическаясоциализация.
Политическаясоциализацияличности.
Политическаясоциализацияпредставляетсобойпроцессвключенияличностивполитикуифункционированиявней. Этоформированиеполитическихпредставлений, ориентацийиустановок, приобретениенавыковполитическогоучастия.
Включениевполитикуначинаетсясраннегодетстваипродолжаетсявсюсознательнуюжизнь, т.к. политическиеустановкивсевремяизменяются.
Политическаясоциализациявключаетвсебянетолькоосвоениеполитическихзнаний, ноиличнуюполитическуюактивностьчеловека. Напроцессполитическойсоциализациичеловекавлияетцелаясистемафакторов, которыеделятсянаполитическиеинеполитические.Политическиефакторы–характеритипгосударственногоустройства, формагосударственногоправления, типполитическогорежима, степеньразвитияинститутовгражданскогообщества, типполитическойкультуры, типизбирательнойсистемы.
Неполитическиефакторы–уровеньобразованияличности, еесоциальноеокружение, характертрудаличности, еепрофессиональнаяподготовка, морально-нравственныеценностиит.д.
Вреальнойжизниполитическиеинеполитическиефакторынастолькотеснопереплетены, чтоихтрудноотделитьдруготдруга.
Функцииполитическойсоциализацииличности.
Информационнаяфункцияпредполагаетпередачучеловекуопределенныхполитическихзнаний, необходимыхдляразвитияегополитическогокругозора, дляориентациивбыстроизменяющейсяполитическойдействительности. Ценностно-ориентировочнаяфункцияпризванаприобщитьчеловекаксистемеисторическисложившихсявданномобществеполитическихценностей, идеалов, ориентаций, нормповедения. Установочно-нормативнаятесносвязанаспредыдущейиохватываетсобойпроцесс, направленныйнавыработкууформирующейсяличностиопределенногополитическогомировоззрения. Поведенческо-деятельностнаяфункцияпредполагаетактивноеучастиеличностивполитическойжизнинаосновеусвоенныхеюзнанийивыработанныхстереотиповповедения.Всвоейсовокупностиэтифункциивыполняютобщуюзадачуформированияличностикакполитическиактивногогражданинасоответствующегогосударства.
Полит.маркетинг
Политическиймаркетинг - этопреждевсегограмотное, корректноеицеленаправленноевыявлениеиподчеркиваниеразличнымсоциальныминациональнымгруппамименнотехреальныхкачествидостоинствпретендентаналидерство, ккоторымэтигруппыпроявляютособыйинтерес.
Особыйанализпоказывает, чтонетолькоккачествамлидера, ноиксредствамагитациизанегоународаразнаяреакция. Студенты, например, проявляютособыйинтересклистовкам; напенсионеровпроизводитвпечатлениеличноадресованныеимобращениякандидатов. Навсехбезисключениядействуетгипнозтелевидения.
Политическиймаркетингопределяеткому, чтоикак, посредствомкакихформобщатьсясизбирателями
Соц.политикавРБ
Социальнаяполитика, проводимаявРеспубликеБеларусьнасовременномэтапе, многопланова. Кееосновнымнаправлениямотносятся:
- повышениякачестваиуровняжизнинаселения;
- совершенствованиетрудовыхотношенийизанятостинаселения;
- социальнаязащитанетрудоспосбныхималообеспеченныхсемейиграждан;
- пенсионноеобеспечение;
- демографическаяполитикаимиграциянаселения;
- развитиесоциально-культурныхотраслей.
ВРеспубликеБеларусьсозданаидействуетсистемасоциальнойзащиты, связаннаяссоциальнымигарантиями. Социальныегарантии - этоматериальныеиправовыесредства, которыеобеспечиваютреализациюэкономических, социальных, культурных, политическихправ. Социальнаяподдержканоситадресныйхарактер. Особенноважнасистемасоциальныхгарантийвслучаезаболевания, безработицы, потерикормильца, рожденияребенка. ВКонституцииРеспубликиБеларусьперечисляютсяосновныенаправлениядеятельностибелорусскогогосударства, гарантиисоциальнойзащиты. Социальнаяполитикабелорусскогогосударствапредусматриваетрядправ, свободигарантийихреализации, чтоявляетсявысшейценностьюицельюобществаигосударства. Социальныеправатеснымобразомпереплетаютсясэкономическимиикультурнымиправами. КонституционновРеспубликеБеларусьзакрепленыосновныесоциально-экономическиеисоциально-культурныеправаисвободычеловекаигражданина.
Религияврб.
Согласностатье 16 КонституцииРеспубликиБеларусь от 15 марта 1994 годасизменениямиидополнениями, принятыминареспубликанскихреферендумах 24 ноября 1996 годаи 17 октября 2004 года, «религииивероисповеданияравныпередзаконом». Изполиконфессиональногосоставанаселениястранынаиболеекрупнаярелигиознаяорганизация, представленнаянатерриториистраны — Русскаяправославнаяцерковь, второйповеличинеявляется Римско-католическаяцерковь. Менеемногочисленныеконфессии: протестантскиеденоминации, иудаизм, ислам, индуизм, бахаизм инекоторыедругие.
СогласноЗаконуРеспубликиБеларусьот 17 декабря 1992 года№ 2054-XII, «каждыйимеетправонасвободувыбора атеистических илирелигиозныхубеждений, аименно: самостоятельноопределятьсвоеотношениекрелигии, единоличноилисовместносдругимиисповедоватьлюбуюрелигиюилинеисповедоватьникакой»
Согласноданнымнаиюль 2010 года, предоставленнымаппаратомУполномоченногоподеламрелигийинациональностейРеспубликиБеларусь, 58,9 % населениясчитаютсебяверующими. Изних 82,5 % принадлежатк Русскойправославнойцеркви (Белорусскийэкзархат), 12 % причисляютсебя
к Римско-католическойцеркви, 4 % населенияотноситсяк исламу, атакжек индуизму (кришнаизм) и бахаи, 2 % кпротестантскимденоминациям (пятидесятники, баптисты, адвентистыседьмогодня, лютеране, свидетелииеговыидр.), атакжек старообрядцам. Согласноэтимжеданным, регулярнопосещаютбогослуженияоколо 18 % православныхи 50 % католиков. Имеютсятакже греко-католики, крометогоестьгруппыправославных, чьиобщиныневходятвБелорусскийэкзархатРусскойправославнойцеркви.
42.Понятие«международныеотношения. Субъекты, структураивидымеждународныхотношений.
Мировойпорядокзависитотвзаимодействияивзаимоотношения 200 иболеегосударств. МОвключаютвсебяполитическиеииныесвязимеждусубъектамиМО.
МО–этосовокупностьполитических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурныхииныхсвязейиотношениймеждусубъектамиМО.
СубъектамиМОвпервуюочередьявляютсягосударство, оноопределяетразвитиевсехформгосударственныхотношений, однакосейчасбольшоевлияниеприобретаютмежгосударственныеимеждународныеорганизации (двусторонниеимногосторонниекоалиции, экономическиеивоенно-политическиеблоки, региональныеимеждународныеорганизации).
Государствовыступаетнапервыйплан, таккакэтоединственныйсубъект, которыйобладаетсуверенитетом. Этоозначает, чтоданныйсубъектнепризнаетксебеникакойвласти, кромесобственной, никакихобязательств, крометех, которыевзялнасебядобровольноилиподвлияниемнекоторыхобстоятельств.Государствообладаетнасвоейтерриториивсейполнотойполитическойвласти.
ВсовременноймиреобозначиласьобъективнаятенденциярасширенияучастниковМОивсеболееважнымисубъектамиявляютсямежгосударст. объединения. Онисоздаютсядляреализацииопределенныхцелейгосударств-участников, чащевсегодляреализациикакого-тообщегоинтереса. Втакихобъединенияхможетсложитьсяситуация, когдачей-тоинтереслидирует, асоюзникиобещаютсвоюподдержкулидерувобменлибонапокровительстволибонаегоподдержкувосуществлениисвоихсобственныхцелей.
Сложностьмежгосударственныхотношенийвполитическойсфере, потребностьрегулироватьхоз. жизнь, привестикрасширениювзаимосвязимеждугосударствамиисозданиеМО.
КаксубъектМО, международныеорганизацииболеесложныеструктуры, чеммежгосударственные. Онимогутбытьмежправительственнымиинеправительственными, атакжесмешанноготипа, кудавходятиправительственныеорганизации, общественныеорганизацииииндивидуальныечлены.
КаксубъектМО, междунар. организациимогутвступатьвмежгосударственныеотношенияотсвоегособственногоимени, иотвсехгосударств, входящихвних. Числомеждународныхорганизацийпостояннорастет. Деятельностьмеждунар. организацийноситмногостороннийхарактер. Всовременныхусловияхксфереихдеятельностьможноотнестипроблемывойныимира, защитуприроднойсреды, проблемынаселенияиресурсовит.д. Международн. организацииимеютпостоянныеорганыуправлениясопределеннойкомпетенцией, полномочиямиифункциями. Они, какправило, создаютсянаосновемногостороннегодоговораилиспециальногосоглашения, гдеопределеныцели, полномочия, функции, структураиобязанностичленоворганизации. Первоймеждунар. организациейявляетсяВсемирныйпочтовыйсоюз.(1875). ЦентральныйорганвБрюсселе. Междун. организацииохватываютразныеаспекты: экономика, политика, культура–имеютопределенныеособенностииспецифику. Например, Европейскоеэкономическоесообщество, Лигаарабскихгосударств, организацииэкономическогохарактера: европейскаяассоциациисвободнойторговли, Международныйбанкреконструкциииразвития, МВД. СамуюзначительнуюрольиграетООН. Онасталапервымвисториимеханизмомширокоговзаимодействияразличныхгосударстввцеляхподдержаниямеждународногомираибезопасности, содействияэкономическомуисоциальномупрогрессувсехнародов.
Международ.организации
Международныеорганизации — объединениямежгосударственногоилинегосударственногохарактера, созданныенаосновесоглашенийдлядостиженияопределённыхцелей. Некаждаямеждународнаяорганизацияимеетсвой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, всилуспецификидеятельности, нет). Международныеорганизацииделятсяна международныемежправительственные (межгосударственные) организации и международныенеправительственные (негосударственные, общественные) организации.
Особаярольврешенииобщемировыхпроблемпринадлежитмеждународныморганизациям. Ихисториянасчитываетнеоднусотнюлет. НоподлинныйпрорыввэтойсферемеждународныхотношенийпроизошелпослеВтороймировойвойны, когдародилисьООНиееспециализированныеучреждения. Тольковсферемеждународныхэкономическихотношенийбылосоздановпослевоенныегодынесколькодесятковмежправительственныхорганизаций. Вихчислетакиеизвестныеивлиятельные, какГенеральноесоглашениеотарифахиторговле (ГАТТ, подписанов 1947 г. - нынеВсемирнаяторговаяорганизация, ВТО), внесшеекрупныйвкладвлиберализациюмеждународнойторговлитоварамииуслугами; учрежденныйв 1944 г. Международныйвалютныйфонд - организация, сформировавшаямеханизмрегулированиямеждународныхвалютныхотношений, платежныхбалансов, внешнейзадолженностигосударств, имногиедругие.
Такимобразом, нарубеже XXI в. общемировыепроблемыипроблемымеждународнойстабильностиоказалисьтесновзаимосвязанными. Мировоесообществостоитпереднеобходимостьнадежногообеспечениямеждународнойбезопасности, инетолькополитическойивоенной, ноиэкологической, экономической, социальной. Именновреализацииэтойисторическоймиссиизаключаетсяглавныйответнаглобальныевызовычеловечеству.
ВнешняяполитикаРБ.
ВрезультатераспадаСССРБеларусьпревратиласьвсуверенный, самостоятельныйсубъектмеждународныхотношений. Передмолодымгосударствомвсталазадачасозданиянациональнойвнешнеполитическойдоктринысучетомегогеополитическогоположенияидоминирующихгеополитическихтенденцийвмире, направленнойнаобеспечениесохранениятерриториальнойцелостности, суверенитетаикультурно-историческойобщностинарода.
ГеополитическоеположениеБеларусихарактеризуетсятем, чтоонанаходитсявцентреЕвропы. Беларусьнеимеетвыходовкморям, наеетерриторииотсутствуютзначительныезапасыполезныхископаемых. Вместестемонаобладаетвесьмасильнымэкономическиминаучно-техническимпотенциалом, разветвленнойкоммуникационнойсистемой, котораяпозволяетсоединитьвысоко-технологическиестранысбогатейшимисырьевымиресурсамиРоссийскойФедерации. РеспубликаБеларусьобладаетопределеннойвоеннойсилой, позволяющейобеспечитьзащитусвоегосуверенитетаитерриториальнойцелостности.
ТрадиционноБеларусьнаходитсявзонегеостратегическихинтересовРоссии, иданныйфакторнеобходимоиспользоватьвнациональныхинтересах. ВзначительноймереэтонашлоотражениевпроцессесозданияСоюзногогосударства, начавшегосяв 1996г. ипродолжающегосяпоныне. Россияявляетсяглавнымторгово-экономическимпартнеромнашейстраны. НаеедолюприходитсяоколополовинывнешнеторговогооборотаРеспубликиБеларусь
ВажноезначениевдолеобеспечениянациональнойбезопасностиимеетучастиеРеспубликиБеларусьврегиональныхсоглашенияхоколлективнойбезопасности (ОДКБ) странСНГичленствовмеждународныхорганизациях (ООН, ОБСЕ )уставныедокументыкоторыхпредусматриваютмеханизмзащитыихучастниковотвооруженнойагрессии.
ВизменившихсягеополитическихусловияхБеларусьпризываетсделатьграницумеждуНАТОиОДКБлиниейдобрососедства. Центрально-европейскоеположениеБеларусиделаетеепривлекательнымсоюзникомипартнеромдлязападноевропейскихстран. В 2008-2009гг. произошлисерьезныепозитивныеподвижкивразвитииотношениймеждуБеларусьюиЕвропейскимсоюзомвполитическойиэкономическойсферахнавзаимовыгодныхусловиях. ВсвязисэтимстратегическийвыборБеларуси, расположенноймеждуРоссиейиЕС, нацеленнасозданиеобщегоэкономическогопространстваРоссия–Беларусь–ЕС.
45. . Геополитикаиееосновныепроблемы. Классическиегеополитическиемодели.
Навнешнююполитикугосударствиихучастиевмеждународныхделахоказываютвлияниегеографическиефакторы, которыеучитываютсяпривыработкеиреализациигеополитическихцелейкаждогогосударства. Геополитика–одноизключевыхпонятийполитологии. Поднимпонимаетсяобластьнаучногознания, раскрывающаязависимостьвнешнейполитикигосударствотихгеографическогоположения. Этомеждисциплинарноенаучноенаправление, исследующееобусловленностьвнешнейполитикигосударствгеографическимположениемирядомприродно-географическихфакторов (климатом, природнымиресурсами, расселениемит.д.).
КаксамостоятельноенаправлениевтеориимеждународныхотношенийгеополитикасложиласьвконцеХIХ–началеХХвека. Внаучныйобороттермин«геополитика»былвведеншведскимисследователемР. Челленом. Онизучалпутисозданиясильногогосударстваивлияниенаэтипроцессыгеографическихфакторов. ГеополитикуР. Челленназывалнаукой, котораярассматриваетгосударствовкачествегеографическогоорганизма, феноменапространства. Вэтотпериодпоявилисьнаучныешколы, изучающиеипо-разномутрактующиегеополитическиепроблемы: англо-американская (А. Мэхэм, Х. Маккиндер, Н. Спайкман, немецкая (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер); российская (Л.ИМечников, С.М. Соловьев, П.Н. Савицкийидр.)
БольшойвкладвразвитиегеополитикивнеснемецкийученыйФ. Ратцель. Онвсвоихтрудахиспользовалтермин«политическаягеография». Ф. Ратцельобосновалтезисоестественнойнеобходимостирасширенияжизненногопространствагосударствапосредствомтерриториальнойэкспансии. Государство - этоживой, пространственноукорененныйорганизм. Оно, подобноживомусуществу, рождается, растетиумирает. Сущностныехарактеристикигосударстваопределяютсяеготерриториейиместонахождением, егоблагополучиезависитотприспособленияксреде.
АнглийскийученыйХ. Маккиндерсформулировалконцепцию "Хартленда". СпланетарнойточкизрениясамоевыгодноеположениезанимаетЕвразийскийконтинент«сердцемира». Евразиюокружаетокраинныйполумесяцилипояс, совпадающийсбереговымипространствамиевразийскогоконтинента. Этозонанаиболееинтенсивногоразвитияцивилизации. ФормулаХ. Маккиндера: тот, ктоконтролируетВосточнуюЕвропу, тотдоминируетнадЕвразией.
Немецкийгеополитик, профессиональныйвоенныйК. Хаусхофер, азатемпрофессорМюнхенскогоуниверситетаключевымсчиталвопросоположенииГерманиивсистемеевропейскихимировыхдержав. Онвывелкартину«планетарногодуализма»: «морскиесилыпротивконтинентальныхсил». К. Хаусхоферразграничивал«властьпосредствомморя»и«властьпосредствомсуши». ОнбылсторонникомнациональнойидеиистремилсяопределитьместоГерманиивсистемепланетарногодуализма«сухопутных»и«морских»сил. Онсчитал, чтогеографическоеположениеГерманиивцентреЕвропыделаетееестественнымпротивникомморскихдержав - Англии, Франции, США. К. ХаусхоферпредлагалсоздатьЕвразийскийальянс (континентальныйгеополитическийблок) поосиБерлин - Москва - Токио.
Н. Спайкменрассматривалгеополитикукакинструментконкретнойвнешнейполитикигосударства, каканалитическийметод, позволяющийвыработатьэффективнуюстратегиюгосударства. ФормуХ. Маккиндера«ктоконтролируетВосточнуюЕвропу, тотдоминируетнаМировымостровом (Евразией) Спайкменменяет: ктодоминируетнадвнешнимполумесяцемЕвразии, тотдоминируетнадЕвропой, ктодоминируетнадЕвропой - тотдержитсудьбумиравсвоихруках. Спайкменвыделялтрицентрамировоймощи: побережьеСевернойАмерики, Европейскоепобережье, ДальнийВостокЕвразии. ДляСШАособоезначениеимеютевропейскиерегионысвыходомнаАтлантику. СпайкменпредвосхитилсозданиеНАТО.
46.Понятиеглобализациииеепричин.
Термин«глобализация»вошелвширокийнаучныйоборотвначале 90-хгг. ХХв. Подглобализациейпонимаютпроцессвозрастающеговоздействияэкономических, политических, культурныхиинформационныхфакторовнасоциальнуюдействительностьвотдельныхстранах. АмериканскийсоциологР. Робертсоноднимизпервыхобратилсякисследованиюпроблемглобализации. Процессыглобализацииобусловленыэкономическимразвитиемстран. Организационныеформыэкономическойдеятельностивыходятзанациональныеграницы, приобретаютмеждународныйхарактер, способствуяформированиюединогоэкономическогопространства. Нанеготакжевлияютполитическиепроцессы, связанныесослаблениемгосударственныхграниц, облегчениемсвободыпередвиженияграждан, товаровиуслуг, капиталов. Оказываютвоздействиенапроцессыглобализацииипроизводственно-техническийрост, резкоевозрастаниемасштабовпроизводства, международныхформегоосуществления (ТНК), качественноновыйуровеньсредствтранспортаисвязи, обеспечивающийбыстроераспространениетоваровиуслуг, ресурсовиидей. Важноезначениевпроцессахглобализацииимеетразвитиеинформации, изменениесредствобщения, обменаэкономической, финансовойинформацией, повышениемобильностилюдейвтерриториальном, духовномипсихологическомотношениях, международноймиграции.
Глобализацияведеткуниверсализациимира: формированиюединогоэкономическогопространства, единогоинформационногопространства, развитиюобщихстандартовкачестважизни. Глобализация - явлениененовое. Интернационализацияхозяйственныхсвязейкакформамежнациональногообщенияактивноразвиваласьвконце XIX - началеХХвв.
47.политич.модернизация
Теориямодернизации—теория, призваннаяобъяснитьпроцессмодернизациивобществах. Теориярассматриваетвнутренниефакторыразвитиялюбойконкретнойстраны, исходяизустановки, что«традиционные»странымогутбытьпривлеченыкразвитиютакимжеобразом, какиболееразвитые.
Выделимосновныепризнакимодернизациивотдельныхсферахобщества:
Экономическимихарактеристикамимодернизациивыступаютпреобразованиеспособапроизводстваиукладовхозяйствованиявсовременнуюравновеснуюрыночнуюсистемуоткрытоготипасгосподствомвнейчастногосектора, сосуществующегосдругимисекторами: государственным, кооперативным, смешаннымкапиталами, трудовойакционернойсобственностиидр.
Всоциальнойсферемодернизациясвязанасформированиемустойчивойравновеснойсоциальнойстратификацииобщества, становлениемсреднегокласса, атакжедостижениеммассовогопотребления, высокогоуровняипродолжительностижизни, наконец
Всферекультурыидуховнойжизнимодернизацияхарактеризуетсяраспространениемграмотностисрединаселения, религиозно-конфессиональнойтолерантностью, распространениемлиберальныхценностей.
Вполитическойсферемодернизацияхарактеризуетсястановлениемиукреплениемнациональныхсуверенныхгосударств, правовыхструктургосударственности, реальногоразделенияосновныхветвейвласти, политическойдемократии.
Подполитическоймодернизациейвнастоящеевремяпонимаетсявозрастаниеспособностиполитическойсистемыадаптироватьсякновымобразцамсоциальныхцелейисоздаватьновыевидыинститутов, обеспечивающихразвитиесоциальнойсистемы. Этотпроцессобусловленкакобъективными (социально-экономическимиикультурными), такисубъективными (способностьполитическогоруководстваосуществитьболееилименееэффективноеизменениеполитическойсистемы) факторами.
Выделяютследующиецелиполитическоймодернизации: созданиеновыхполитическихинститутовдлярешенияпостояннорасширяющегосякругасоциальныхиэкономическихпроблем; изменениеполитическихориентацийэлитыилидеровнаоткрытуюборьбу; формированиерациональнойбюрократии.
Врамкахсовременнойконцепциимодернизациивыделяетсяследующиееёисторическиетипы:
Первыйтип - оригинальнаямодернизация - былхарактерендляСШАистранЗападнойЕвропы, осуществившихпереходкрациональномуобщественномуустройствуврезультатедлительноговнутреннегоразвития.
Второйтип - вторичнаямодернизация - былхарактерендлястран, отставшихвсвоемразвитииипытавшихсядогнатьпередовыестраныболееускореннымспособомзасчетиспользованияопытапоследних. Обычнокэтойгруппеотносилиразвивающиесястраны, освободившиесяотколониальнойзависимости
48.Проблемыполитическоймодернизацииобществав
РеспубликеБеларусь
ВстановлениииразвитииполитическойсистемыБеларусивусловияхнезависимостиможновыделитьнесколькоэтапов:
1) 1992 – 1994 гг. - переходотмонополиинавластьоднойпартиикполитическомуплюрализму, многопартийности, формированиюинститутовгражданскогообщества, свободнойконкуренциейразличныхполитическихсилвборьбезавласть, установлениемпарламентскойреспублики. Втожевремядляданногопериодасвойственнытакиечерты, какнеустойчивостьсоциально-политическогопроцесса, снижениеуровняжизнизначительнойчастинаселения.
2) 1994-1996 гг. –переходотпарламентскойформыреспубликикпрезидентской. Периодпротивостоянияпарламентскимбольшинствомдепутатов, соднойстороны, иглавойгосударства, исполнительнойвластьювцелом–сдругойстороны.
3) Сноября 1996 годаначинаетсяновыйэтап, которыйпродолжаетсяпонастоящеевремя. Онсвязанспроведениемреферендума, принявшимновуюредакциюКонституцииРеспубликиБеларусь. Врезультатеболеечеткобылираспределеныфункциииполномочиямеждуветвямивласти, чтоспособствовалостабилизациисоциально-политическойситуации.
Особенностямиполитическогопроцессавреспубликенасовременномэтапеявляются: сохранениепрежнейсоциальнойструктуры; значительноеснижениежизненногоуровнябольшейчастинаселения; отсутствиетрадицийплюралистическойдемократии; преобладаниеисполнительнойвластинадпредставительной; неразвитостьсистемыместногосамоуправления; малочисленныйсоставсовременныхполитическихпартий, ихслабоевлияниенаполитическийпроцессвстране; преобладаниепатриархально-подданическоготипаполитическойкультуры, ориентированногонахаризматическоголидераипатерналистскоегосударство.
Успешнаямодернизациятребуетсозданияширокойсоциальнойопоры, формированиясреднегокласса, обеспечениеусловийдлявысокойсоциальноймобильностинаселения; формированиеновогодемократическоготипаполитическойкультуры.
Политология, еепредметиместовсистемесоциально-гуманитарногознания. Методыифункцииполитологии.
Политологиякакнаучнаядисциплина
Термин«политология»этимологическиобразовансочетаниемдвухгреческихслов: politike–государственныеделаиlogos – знание. Такимобразом, политология – этонаукаополитике.
Всовременнойобщественно-политическойсистемекакцелостномобразованиивыделяют следующиевзаимосвязанныеподсистемы:
1) производственная (экономико-хозяйственная);2) социальная;3) духовная;4) политическая.
Каждаяизнихимеетсвоюструктуру, функции, ценности, нормыит. д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечиваетматериальнуюосновудеятельностиобщества. Социальнаясфера обеспечиваетвоспроизводствочеловекакакполноправногочленаобщества, способствуетнормальномуфункционированиюразличныхсоциальныхинститутов. Духовнаясфера призванаформироватьгармоничныевзаимоотношениячеловеческогообщества, создаватьнравственныеценности. Политическаяподсистема регулируетвзаимодействиеиэффективноефункционированиевсехподсистемсцельюреализациисовокупныхинтересовобщества.