Политическая мысль в Западной Европе эпохи Возрождения и Нового времени.
Большой вклад в развитие политики и политической мысли в это время внесли Н.Макиавелли, Т. Гоббс, Кант, Монтескье и т.д.
Макиавелли в своих работах рассматривает гос-во как полит.состояние общ-ва: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной полит. власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», к-я разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе полит.поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, к-й можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда вывод, что в политике цель оправдывает средства.При рассмотрении форм гос. устр-ва он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании гос-в, а республиканское правление является лучшим для поддержания гос. власти.
Одним из основоположников теории общественного договора является англ. мыслитель Томас Гоббс. Политика и ее носитель – гос-во- учреждаются людьми путем договоренности между собой, когда индивиды доверяют единому лицу верховную власть над собой. Заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы гос-ва: монархия, демократия и аристократия.
Полит.теория англ. философа Дж. Локка является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. В гос-ве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового гос-ва, т.к. именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы». Поддержание режима свободы требует четкого разграничения публично-властных полномочий гос-ва. Законодательной властью должен обладать только парламент, исполнительная и судебная власть, с одной стороны, должны быть подчинены ему, с другой – могут оказывать активное влияние на деятельность органов законодательной власти.
Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные св-ва человеческой природы и источники права, а, сл-но, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому «свобода есть право делать все, что дозволено законом», отсюда — «разрешено все, что не запрещено законом». Теория разделения властей — второе достижение Монтескье. По его мнению, полит.властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права м.б. обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общ-во должно заставить подчиняться ей. Руссо считал необходимым также три внешних условия: социальное равенство, фундаментальное полит.единство, прямая форма демократии. В противоположность либеральной идеи компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.
Иммануил Кант отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий гос-ва, развивал идеи правового ограничения гос. власти. В своих работах Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии быть хозяином самому себе.
Гегель излагает идеалистическую теорию гос-ва и права как ступеней развития духа в его объективной форме. Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.Единство общ-вам.б. достигнуто путем согласования различных интересов, а сл-но, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.
Т.о., основные доктрины полит.мысли эпохи Возрождения и периода буржуазных революций следующие:
1) теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII — XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора
2) теория правового государства:
а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;
б) необходимость гарантий прав личности;
в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;
г) связь с доктриной разделения властей.
3) теория разделения властей:
а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;
б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;
в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.