Во второй половине XIX века
Отмена крепостного права стимулировала развитие капитализма и в сельском хозяйстве, но в отличие от промышленности, капиталистический уклад в деревне не стал господствующим.
Помещичьи хозяйства после 1861 г. использовали отработочную или капиталистическую систему. Отработочная система состояла в обработке земли помещика крестьянами своим инвентарем. Она обусловливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти в кабалу к помещику за арендованную у него землю. Это была полукрепостническая форма эксплуатации с крайне низкой производительностью труда. Отработки были особенно распространены в черноземных районах Центра и в Поволжье, где раньше преобладала барщина.
Капиталистическая система подразумевала применение вольнонаемного труда крестьян-батраков, обрабатывавших землю помещика его инвентарем. Именно в этих хозяйствах шире внедрялась сельскохозяйственная техника, совершенствовалась структура производства и более быстрыми темпами росла его товарность. Этот тип хозяйств был характерен для Прибалтики, Украины и Белоруссии.
К концу 1870-х гг. капиталистическая система ведения хозяйства стала постепенно вытеснять отработочную. Помещики, не сумевшие перевести свое хозяйство на новые рельсы, постепенно разорялись.
Крестьянские хозяйства еще медленнее, чем помещичьи, приспосабливались к капиталистическим отношениям. Главными причинами были малоземелье и нехватка средств. В 1860 г. на одну душу мужского пола приходилось 4,8 десятины земли (десятина – чуть больше гектара), в 1900 г. из-за роста населения – только 2,6 десятины. Нехватка земли вынуждала брать ее в аренду у помещиков, арендная плата ежегодно росла. Кроме того, крестьяне были задавлены налогами и высокими выкупными платежами, что приводило к нехватке денежных средств, необходимых для развития хозяйства. Большинство хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал русскую деревню. Лишь отдельным крестьянам удавалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.
Следствием крестьянской реформы стало расслоение крестьянства. Выделяются кулаки (сельская буржуазия), которые богатели за счет ростовщичества, переработки сельскохозяйственной продукции, сдачи в аренду инвентаря и т.д., и батраки – разорившиеся крестьяне, не имевшие земли и превратившиеся в наемных рабочих.
В пореформенное время сохранялась община, получив статус сельского общества. На нее были возложены налоговые и полицейские функции. Сохранялась общинная собственность на землю, переделы земельных наделов, круговая порука при выплате налогов и выполнении государственных повинностей. Главными органами общинного управления были сельский сход и сельский староста. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его.
Община ограничивала правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьян. Но они понимали, что дальнейшее развитие капитализма в деревне готовит для них страшные перспективы: потерю земли, разорение, голод и смерть. Поэтому большинство крестьян отстаивало сохранение общины, т.к. она гарантировала им социальную защиту: помогала выжить в неурожайные годы, обеспечивала социальное равенство, помогала выстоять против произвола местных властей, в общине находили приют увечные солдаты, сироты, вдовы.
В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Поэтому рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов. Вырос экспорт зерна, правда, за счет его недопотребления внутри страны. Определилась специализация районов: черноземный центр, Украина и Поволжье стали зерновой житницей, северо-западные и центральные губернии специализировались на молочном скотоводстве, в юго-восточных губерниях развивалось мясное скотоводство. Это способствовало завершению образования всероссийского рынка.