Политическая модернизация: ее сущность, виды, основные методы.

Модернизацию можно обозначить как процесс изменений в направлении той экономической, социальной и политической системы, которая сформировалась в Северной Америке и Западной Европе к 19 веку, а затем распространился на другие европейские страны. Теория модернизации представляет собой междисциплинарную систему взглядов, которая изучает проблемы развития традиционных и переходных обществ в современные развитые общества. Главная проблема, с которой сталкиваются модернизирующиеся страны – проблема отсталости. Важнейший ее элемент – экономическая неразвитость. Поэтому основным направлением модернизации должно быть экономическое развитие и, соответственно, с экономическими сдвигами изменения в социальной сфере, политике, культуре, психологии. Поскольку отсталость предстваляет собой системное явление, то и преодоление ее, то есть модернизация общества, должно рассматриваться как комплексный процесс, захватывающий экономическую, социальную, политическую, культурную сферы жизни общества. Модернизация это процесс, в результате которого люди переходят от традиционного образа жизни к более сложному, технологически развитому, и быстро меняющемуся образу жизни. Американский политолог определяет модернизацию как процесс, в ходе которого различные институты адаптируются к быстро меняющимся функциям, которые отражают огромный рост человеческого знания, позволяющего контролировать окружающую среду. Виды модернизации: 1. Экономическая М подразумевает прогресс, который связан с высоким потреблением и уровнем жизни, технологической революцией, увеличением капитала и рациональной бюрократической организацией. ЭМ включает в себя: максимальное распространение ТДО, повышение производительности труда посредством механизации, автоматизации, подлинную экономическую самостоятельность, введение современных моделей капиталовложений, повышение мобильности рабочей силы, эффективное изменение и распределение моделей потребления, распространение технологических инноваций. 2. Социальная М имеет в виду изменения в качественных социальных характеристиках традиционных и переходных обществ. СМ включает: планируемые социальные сдвиги, изменения в поведении людей, дифференциацию социальных структур, увеличение затрат на образование, специализацию функций общественных институтов. 3. Политическая М проявляется в развитии эффективных административных, правительственных и бюрократических структур, которые обеспечивают национальный прогресс. ПМ включает: появление просвещенных политических лидеров, высокое участие в политической жизни, становление политической демократии, разделение властей, создание рациональной бюрократии. 4. Культурная М предусматривает глубокие изменения в духовной сфере жизни общества. КМ включает: дифференциацию основных элементов культурной и ценностной систем, распространение грамотности и образования, плюрализм политических, философских, религиозных взглядов, развитие средств массовой коммуникации. С и П модернизации сопутствуют осуществление индустриализации, урбанизации, культурная революция, демографическая стабильность, растущий средний класс, секуляризация. ПМ не может осуществляться изолированно от ЭМ и СМ. По мере М промышленности, технологического обновления производства, изменения социальных структур происходит демократизация политических институтов, втягивание масс в политический процесс, то есть страны движутся по пути прогресса. Экономические сдвиги способствуют социальным политическим переменам. Но ЭМ не всегда сопровождается ПМ. Так как быстрая М экономики в таком случае не сопровождается созданием новых политических институтов, демократизацией, в стране происходят революции, восстания и т. д.

В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы.


86. Место и роль России в современной геополитической картине мира.

Каково историческое место нашего Отечества, России, в формирующемся новом полифундаментальном многомерном мире? Этот вопрос сегодня живо интересует и государственных деятелей, политиков, и рядовых граждан страны. В известной мере ответ на этот вопрос дает относительно новая наука - геополитика.

Геополитика становится сегодня важнейшим инструментом как для объяснения той сложнейшей ситуации, в которой оказалась наша страна, так и для выработки четкой, научно обоснованной стратегии России на международной арене на ближайшую перспективу. Ситуация, которая складывается на рубеже нынешнего и следующего десятилетий, обещает быть весьма трудной для России во многих отношениях. Трудной она будет и в общепланетарном масштабе. Мир все дальше отходит от достаточно изученного биполярного миропорядка, от привычного стиля социального, внешнеполитического, технологического и иного поведения. Первый вывод, сильные будут пытаться решать свои проблемы, порознь и вместе, за счет слабых. Судя по действиям различных политических сил и их коалиций на международной арене, по высказываниям некоторых видных западных идеологов миропорядка будущего, на место «слабого» может быть, в определенных обстоятельствах, назначена Россия. Именно она может быть призвана сыграть роль объекта политики других, а вовсе не равноправного члена мирового сообщества, тем более не ведущего субъекта международных отношений.

Для многих в мире еще не кончилась холодная война, они не реализовали свой охотничий инстинкт - и пытаются «окончательно решить» российский вопрос, хотя бы потому, что не способны на какую-либо иную модель поведения.

В самой России и на пространстве СНГ ситуация также крайне сложная, неоднозначная. Скорее всего, Россию ожидают еще несколько лет стагнации, с некоторыми преобразованиями, но и с возможными откатами и провалами. Стагнация Россию ждет не только в экономике, но и в политике, правовой и нравственной сферах. Еще не образовалась национально-государственная идеология Российского государства, не расставлены акценты в национально-государственных интересах, не очерчены приоритеты в обеспечении национальной безопасности России. Нынешние российские элиты не оправдывают своего высокого предназначения ни в профессиональном, ни в моральном отношении. Россия пока так и не стала, несмотря на все свои попытки, в общий ряд полноправным и уважаемым, тем более интегрированным членом мирового сообщества.

Что касается российской экономики, то она во многом потеряла, за разговорами о вхождении в мировой рынок, стимулы к саморазвитию без подпитки извне, а в сложившейся ситуации кризисных явлений в мировой экономике проблемы России не будут вызывать избыток внимания со стороны мирового сообщества. В целом Россия представляет интерес для внешнего мира в своих следующих основных ипостасях. Первое. Оппонент (конкурент, противник). Прежде всего в военной сфере, и прежде всего в области стратегических вооружений. Геополитическая конкуренция со стороны России, тем более в сфере экономики, пока воспринимается слабо. Второе. Резервуар природно-сырьевых ресурсов. Хотя роль России, после распада СССР, в этом компоненте серьезно сократилась. Третье. Потенциальный партнер в поддержании регионального, глобального равновесия и обеспечения стабильности, в том числе в качестве элемента миротворческих сил.Четвертое. Все еще значимая, а в ряде случаев козырная карта, которую неплохо, от случая к случаю вынимая из рукава, разыгрывать перед партнерами, оппонентами, собственной общественностью и т.д.Пятое. Важный инфраструктурный, транзитный коридор.Шестое. «Полоса геополитической безопасности», амортизатор по отношению к зонам нестабильности и глобальной «непримиримой оппозиции».Если мы принимаем мир будущего как многополюсный, то встает вопрос, может ли рассматриваться Россия в качестве одного из его ведущих полюсов - или же это всего-навсего «пространство», объект политики других субъектов международных отношений.

Наши рекомендации