Развитая демократия: признаки и противоречия.

Линкольн (классический подход).Демократия – цель гос-ва, которая м.б. достигнута благодаря социальный, полит движения.

Й. Шумпелтер (эмпирическая теория).Демократический метод – это такое институционное устройство для принятия полит решений, при котором индивиды приобретают власть принимать решения посредством конкурентной борьбы за голоса людей.К. Маркс (марксизм).Демократия – единство общего и частного, полит и социальной сферы (в отличие от либеральной демократии, ограничивающей это единство), как демократия большинства. Эта теория прямо связана с революционным классом, который захватывает власть и устанавливает демократию для большинства. Однако она носит ограничительный характер, поскольку имеет место организованное насилие и ограничения свободы.М. Вебер (теория плебисцитарной демократии).Демократия выступает как метод и средство, а не самоцель. Это способ избрания лидеров, это средство придания правлению законности.Его теория должна была помочь избежать тирании, бюрократии -> народу и отдельным его представителям отводилась пассивная роль, единственная форма участия – выборы. Субъект политики – харизматическей лидер. Главная задача – борьба с бюрократией, которая необходима для преодоления олигархического принципа правления. Осн назначение публициста – в рез-те прямого участия народа в голосовании сформировался харизм лидер.

Элитарная демократия (based Й. Шупм.)Демократия – это правления меньшинства, элиты 3 осн корпораций (бизнеса, гос-ва, профсоюзов) самост принимают решения, имеющие искл важное знамение.Плюралистическая демократия (осн на Й.Шумп)Полит сист – опр баланс сил м/у конфликтующими группами и ассоциациями. Роль гос-ва незначительна. Упор делается на диффузный и фрагментарный характер власти.Полиархическая теория (Р.Даль).Полиархия – вид режима, приспособленного для управления нациями – гос-ми, в которых власть и авторитет рассредоточены среди плюралистического множества организаций и ассоциаций. Искл черта: искл роль, власт и легитимность автономный организаций в полит жизни общества.Партисипаторная теория.Задача – достижение более действенных свобод и равенства, расширение полит участия, особенно для низших слоев, повышение общего и культурного уровня для принятия самостоятельных решений. Демократия в возможности коллективно разрабатывать полит альтернативы.Признаки демократии.1. Д основывается на полноте власти народа во всех сферах жизни общества. 2. Для Д характерно, что полеизъявление народа происходит в рез-те регулярно проводимых, честных, соревновательных выборов. 3. Обязательна сменяемость прав-ва, чтобы прав-во страны формир-сь в рез-те выборов. 4. Есть оппозиция, различ полит течения, идеологии. 5. Прямо связана с конституционализмом, главенством закона в общ-ке. 6. Защита прав граждан и меньшинства. 7. Рассредоточение власти, разделение ее на три ветви. 8. Открытость, гласность, рациональность.Противоречия:Демократич сист всегда находится в развитии, но есть опасность, что все лозунги превратятся только в лозунги. Н-р, выборы вроде как свободные и все могут в них участвовать, но многие считают это бесполезным делом. Вебер считал, что любой выбор – это личное дело человека, означ партийную позицию. В полит жизни часто происходит столкновение м/у парламентом и прав-ом, когда законодат инициатива переходит к прав-ву, на которую воздействуют различ группы по интересам. Парламент не всегда м. осущ-ть должный контроль за прав-ом, т.к. бюр аппарат м. скрыть аспекты решений. Крупные партии давят маленькие.


69. Основные демократические процедуры: выборы, модели избирательных систем, референдум, плебисцит.

Распространены 2 системы выборов – пропорциональная и мажоритарная. При пропорциональной системе каждая партия определяет список кандидатов, которые могут быть избраны в законодательный орган. Партия получает такое число мандатов, которое соответствует ее процентной доле в общем числе голосов избирателей. При мажоритарной системе выборов побеждает тот кандидат, который в своем избирательном округе набирает большее число голосов. Причем существуют 2 варианта мажоритарной системы – абсолютного и относительного большинства. В первом случае избранным считается тот, кто собрал более половины голосов избирателей, то есть получил абсолютное большинство. Если ни один кандидат не получил необходимого числа голосов, то проводится 2 тур, в котором участвуют 2 кандидата, набравшие большее число голосов.Голосование на референдуме - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулирован(ы) вопрос(ы) референдума и варианты голосования - «за» и «против» либо «да» и «нет». Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой.В зависимости от того, на какой территории референдум проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным).Референдумы по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные.Императивным считается референдум, результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым референдумом.Консультативным является референдум, результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на референдум, ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный референдум именуют также опросом народа, населения.Плебисцит - принятие государственного решения по важному вопросу путем голосования народа. Часто он отождествляется с референдумом, поскольку практически не отличается от последнего по процедуре проведения, форме принятия решений и их юридической обязательности.Что касается круга вопросов, некоторые авторы в науке конституционного и международного права предлагают считать референдум голосованием по внутриполитическим вопросам, а плебисцит - голосованием по вопросам внешнеполитического характера (например: голосование о выходе территории из какого-то государства либо вхождении в другое государство; голосование территории либо независимого государства о вхождении в состав какого-то государства в качестве его составной части; голосование о вхождение государства в какую-то международную организацию, об образовании конфедерации, союза или иного объединения государств, о выходе из международной организации, конфедерации, союза, иного объединения государств).
70. Демократия в России: проблемы становления на современном этапе.
71. Политическая партия: причины и условия возникновения политических партий.

Партии – это относит молодой полит институт, если сравнивать его, н-р, с гос-вом. Выделяют несколько причин возникновения партий: 1. Кроется в самой природе человека, которому имманентно присуще стремление к борьбе. Поэтому по мере развития цивилизации люди выбирали опр позицию и создавали партии как организованную форму проявления этого воинственного инстинкта.Организация представляет больше возможн для достижении своих целей, средство стимулирования коллективной воли 2. Темперамент человека. Близкие по духу сходятся, объединяются для совместной деятельности и разработки прогаммы действий. 3. Личность активного полит лидера, который вызывает у своих последователей чувство беспрекословного подчинения. Лидер группирует сторонников, единомышл, в результате появляется полит партия 4. Историческая эволюция идеи партии и представ о роли полит и социальных факторов, которые предопределяли ее развитие. Необходимость организации людей для защиты своих интересов и навязывания своей воли по отношению к др группам, субъектам проявилась уже в ранних полит сист-х.

Наши рекомендации