Типы и модели политической социализации.
Американские политологи различают социализацию горизонтальную и вертикальную. Под вертикальной политической социализацией они подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная социализация осуществляется в пределах одного поколения – братьев, сестер, одноклассников, среди равных, среди друзей. Иными словами, представители одного поколения тоже влияют друг на друга.
Существуют два уровня политической социализации.
1. Первичный – уровень ближайшего окружения, в первую очередь семья, круг знакомых и т.д этапы: имитация, персонификация.
2. И вторичный уровень политической социализации, на котором человек включается в систему политических отношений, – это его взаимодействие с себе подобными в рамках государственных структур и различных негосударственных организаций.
В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью.
Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью.
Западные авторы выделяют еще гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма)
Основные агенты воздействия: СМИ, семья, школа, церковь
Политический конфликт и политическая борьба.
Политический конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство. Конфликты, отражая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структурирование всего политического процесса.
Политическая борьба - вид политического взаимодействия, в котором люди демонстрируют свои притязания на одни и те же ресурсы власти, на одни и те же статусные позиции в политической иерархии, на право влиять на массы, в т.ч.путём распространения определённых политических ценностей. Политическая борьба - это неотъемлемое свойство политики. Чем сложнее структура отношений политической власти, тем разнообразнее формы политической борьбы, в которую вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы.
Но главной особенностью конкурентной политической борьбы является стремление её участников действовать в соответствии с политическим нормативным порядком, с законом. Вот почему конкурентная политическая борьба никогда не ведёт к разрушению политической системы общества. Вторым видом политической борьбы являются политические конфликты, выливающиеся в открытое противостояние сторон, сопровождающиеся агрессивными действиями вплоть до вооружённых столкновений.
Политико-деловой цикл.
Это цикл соц эконом и полит активности правительства, период между выборами.
Теории разрабатывались исследователями, первым –Нордхауз – макроэкономическая модель. Цикл – прослеживается безработица, инфляция, спад, подъем.
Модель Гипса.
Политико-деловой цикл - периодические колебания экономики, вызванные стремлением правящей партии добиться роста экономических показателей в предвыборный период.
Это вид экономич циклов.
основной механизм образования политико-делового цикла действует следующим образом. Первые годы своего правления правительство накапливает ресурсы (в основном финансовые) с тем, чтобы перед выборами пустить их в дело, добиваясь улучшения хотя бы одного показателя (безработица, инфляция, темп экономического роста). При этом абсолютное значение данного показателя за весь период нахождения у власти может снизиться. Считается, что "избиратели чувствительны не столько к абсолютным размерам экономических показателей, сколько к их изменению. Так, отрицательное воздействие в большей степени производит не относительно устойчивый высокий уровень безработицы, а его увеличение в год перевыборов; не медленные темпы роста, а их торможение, то есть то, что общественное мнение трактует как ухудшение экономической ситуации. Выбрав определенные приоритеты в экономическом регулировании, правительство широко пропагандирует свои достижения, всячески убеждая электорат в своей способности эффективно управлять экономикой"
Таким образом, теория политико-делового цикла утверждает, что в борьбе за власть политики нередко пренебрегают общественными интересами. Одно из первых серьезных исследований этой проблемы было опубликовано Э. Тафтом в 1978 г. американский ученый обосновывал свои выводы на материале Западной Европы. В частности, он отмечал, что снижение налогов, ведущее к быстрому росту доходов на душу населения, происходит чаще всего в предвыборный год. Позднее аналогичные явления были обнаружены в экономике США.