Переход от однопартийности к многопартийности в Республике Беларусь.
Процесс формирования многопартийности идет и в Республике Беларусь. Он обусловлен целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и воздействием достаточно широкого общественного мнения о необходимости политического плюрализма. Во-вторых, убежденностью в непригодности однопартийной системы. В-третьих, кризисом экономической и политической систем советского общества, к которому привело руководство КПСС. В-четвертых, развалом Советского Союза и КПСС. В-пятых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилились идеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашего государства. И в-шестых, это процесс преобразования общества, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества. Нынешнее общество в целом стало достаточно сложным, неоднородным. Налицо различия между отдельными его слоями, несовпадение их социальных и политических интересов. А это требует выражения и защиты данных интересов со стороны определенных политических партий.
Современный период становления многопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большей мере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца XIX — начала ХХ в. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны. Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм — капитализм — социализм, а теперь — ... социализм — капитализм — неопределенный общественный строй. Среди особенностей становления многопартийной системы в республике можно выделить следующие: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий и др.
Уже в конце 80-х гг. в нашей республике насчитывались десятки различного рода "неформальных" образований и движений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широких массовых движений.
Этому способствовал вступивший в силу в конце 1990 г. в бывшем СССР Закон "Об общественных объединениях", который официально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийности содействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г. Закон "О политических партиях". Правда, закон значительно ужесточал процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. И еще один существенный момент определял закон: финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время он позволяет вкладывать капиталы частным лицам. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ). Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организаций общедемократической ориентации, критически оценивавших деятельность КПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическая платформа КПСС. После XXVIII съезда КПСС она заявила о своем выходе из рядов коммунистической партии и создании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 — 4 ноября 1990 г., Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическая партия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическая партия (Витебск) создали Объединенную демократическую партию Беларуси.
По своей идейной ориентации это была партия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась с Гражданской партией и стала называться Объединенная гражданская партия.
Второй по счету 11 апреля 1991 г. в республике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цель партия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянства и фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строя в сельском хозяйстве.
22 мая 1991 г. зарегистрирована Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) — третья по счету новая политическая партия в республике. Эта партия основывается на традициях белорусской социал-демократии, считает себя частью международного социал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусской социалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Свое место в общественно-политической жизни республики партия определила как "левоцентристская партия парламентского типа".
Самую многочисленную в Беларуси политическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии: Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. Каждая из партий насчитывает, по их данным, свыше 10 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найти различия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению к существующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ — всячески его поддерживает
Фактически обе партии в экономической политике отстаивают социалистический способ производства, выступают за создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересах повышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политике партии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечение общедоступности, бесплатности среднего и высшего образования, бесплатное предоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатной медицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Повторим, процесс возникновения и становления политических партий в Беларуси идет сложно. Достаточно сказать, что в конце 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу 1998 г. их осталось 28.
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 2б января 1999 г. проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Для создания республиканского профессионального союза необходимо "не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек" (Сов. Бел. 1999. 28 янв.).
В декрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица. По данным Министерства юстиции, на 1 декабря 1999 г. в Республике Беларусь было перерегистрировано и зарегистрировано 17 политических партий и около 1200 общественных объединений.
Уменьшение числа политических партий произошло по ряду причин. Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имели организационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный суд Республики Беларусь постановил считать их недействующими. Среди них — Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская гуманитарная партия, Белорусская партия "Очищение"
Во-вторых, деятельность отдельных партий приостановлена по причине участия в несанкционированных мигах. К числу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.
В-третьих, некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные. Вместе с тем сегодня по количественному составу большинство белорусских политических партий крайне малочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.
При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном нелиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.
Как показывает мировой опыт, для стабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух или многопартийные (трехпартийные) системы.