Логическая структура общего менеджмента организации (по Гольдштейну)
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА 1. Менеджмент: сущность, социально-экономические условия возникновения и развитие.
ЧАСТЬ 1-Я ТЕМЫ 1 (2 ЧАСА – ЛЕКЦИЯ, 2 ЧАСА – СЕМ. ЗАН.)
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Предмет курса
1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы
1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка
1.4. Менеджмент: наука или искусство
Основная литература
(в электронном виде)
Логическая структура общего менеджмента организации (по Гольдштейну)
СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕМЫ 1 (ЧАСТЬ 1-Я)
ВВЕДЕНИЕ
Предметом учебной дисциплины «Менеджмент» являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления социально – экономическими процессами на уровне организации (фирмы, предпринимательской структуры).
Целью преподавания учебной дисциплины «Менеджмент» выступает:
усвоение студентами основ современной теории менеджмента;
формирование у студентов общих представлений о менеджменте: а) как науке, б) как самостоятельном виде профессиональной деятельности, в) как процессе и г) как органе управления. При этом будущим специалистам по праву необходимо получить специальные знания, умения и навыки управления фирмой на разных уровнях и должностях, уяснить особенности менеджмента в сфере юридического обслуживания бизнеса.
Специфика образовательной профессиональной программы обучения студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение» обусловливает связь учебной дисциплины «Менеджмент» с курсами экономической теории, экономики предприятия, а также трудового, хозяйственного, финансового, административного и уголовного права.
Студенты должны:
знатьсоциально-экономические условия возникновения и развития менеджмента, современные концепциименеджмента; принципы и методы менеджмента; закономерности развития организации как объекта менеджмента; общее содержание стратегического планирования, организации, мотивации, контроля, координации и других функций менеджмента; сущность процессов коммуникации и принятия управленческих решений, основные модели и технологии менеджмента;
уметь применять на практике теоретические положения менеджмента; осуществлять анализвнешней и внутренней среды фирмы; управлятьразвитием организации; реализовывать на практике основные функции менеджмента; выбирать и использовать оптимальные модели руководства фирмой и подчиненными; формировать команды и применять принципыпринятия управленческих решений, осуществлятьэффективную кадровую политику и политику наращивания знаний, самостоятельно повышать свою квалификацию и пополнять знания в области менеджмента.
Предмет курса
Разделение труда по мере развития производственных отношенийпривело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой (например, производственной) целенаправленной деятельности.
Отсюда, менеджмент рассматривается, прежде всего, как самостоятельный вид профессиональной деятельности (в лице менеджеров) и как процесс управления.
Вставить понятия: стратегический, оперативный и ситуационный менеджмент. Перечислить основные функции и сферы менеджмента? Это дается чуть ниже: функции менеджмента - входят в кольцо управления, асферыменеджмента соответствуютсферам деятельностифирмы или внутренней среде, см. вопрос 1.3. В соответствии с учеб. программой отметить менеджмент каккатегорию людей (менеджеры)и менеджмент какорган управления, а также менеджмент как науку и как учебную дисциплину! Это включить в тест. задания.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать его общие законы, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), как показано на рис. 1.
Рис. 1. Кольцо управления
Американское определение менеджмента – «делать что-либо руками других».Наш предмет должен дать общую концепцию управления, точно определить место и взаимосвязь его отдельных фаз, а также способствовать развитию практических навыков управления.
Любое управление происходит внутри некоторой организации. При этом управляют:
- созданием этой организации;
- взаимодействием ее частей;
- производственным процессом;
- развитием организации;
- ее взаимоотношениями с другими субъектами рыночной среды.
Вне зависимости от уровня управления разделение труда неминуемо ведет к реализации принципа: «Кто производит - не управляет, кто управляет - не производит».
Если у Вас нет подчиненных и Вы организуете свою работу сами, то Вы производственник. Если Вы управляете подчиненными, то Вы ставите им задачи, проводите инструктаж, передаете опыт, предоставляете средства, информацию, делегируете полномочия и контролируете (подводите итоги процесса). Таким образом, Вы не только управляете людьми, но и должны мотивировать их действия! Каждая Ваша ошибка - это не только потери в деньгах, но и разочарование, потеря потенциала Ваших сотрудников!
Управление - это наука и искусство одновременно, и прежде всего потому, что Вы управляете людьми с их субъективными особенностями!