Основные концепции происхождения государства.
Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом.
Но в научной литературе существуют два основных значения этого термина:
государство трактуется как совокупность государственных учреждений, то есть аппарат управления обществом;
как особый вид политико-правовой власти общества.
В политологии распространено другое определение. Государствопонимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее населения и обладает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех постановления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних дел .
Существует несколько концепций происхождения государства.
Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все ее решения, действиями и санкциями божественной воли. На монарха возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, от наказания врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.
Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт семьи, разрослась до размеров государства, при этом власть правителя толкуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения.
Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, который характеризуется неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, прав и свобод личности.
Психологическая концепция исходит из того, что государство существует за наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного общества, в ощущении необходимости коллективного взаимодействия или за склонности большинства к подчинению.
Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовую по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сути (орган классового господства: орган угнетения одного класса другим).
Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом толкуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятия законов. Подобное толкование государства было обосновано австрийским политическим социологом социал-дарвинистського направления А. Гумиловичем.
Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над другими. Современные исследователи отвергли эту теорию.
Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Т. Спенсер.
Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью построения крупных оросительных систем. Этот подход используется для объяснения истории стран Древнего Востока.
Спортивная концепция, получив развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих городов и возникновение государства.
Как показывают исследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснение относительно возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обособляется от общества.
На этот процесс влияли разнообразные факторы:
появление частной собственности и имущественного неравенства, а в результате - и антагонистических классов;
рост численности и увеличение плотности населения;
завоевании одних народов другими;
потребность в защите от внешних врагов;
общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности;
потребность в организации ирригационных работ (государства Древнего Востока).
Наконец, возникновение государства было вызвано потребностью в судебном арбитраже, что отразила в себе теория общественного договора, хотя сам договор выступает скорее как гипотетический, чем реальный акт создания государства. Определенной степени опыт средневековых вечевых республик Новгорода и Пскова в Киевской движении можно рассматривать как иллюстрацию этой теории, народ призвал князя из Киева (Владимир, его сын Ярослав Мудрый были призваны на княжение в Новгород), заключал с ним договор о его функции. Князь не мог быть ни законодательным, ни управляющим, а олицетворял арбитражную функцию: творил суд по законам, которые были, и был прежде всего вийськовоначальником.
19. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: МОНАРХИЯ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ.
Форма правления - организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.
Монархия - форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.
Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.
Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:
1. абсолютные монархии;
2. ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь подразделяются на:
- дуалистические;
- парламентские.
Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти. Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.
Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.
Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.
Иногда в литературе предлагается другая классификация монархий: абсолютные, теократические, дуалистические, конституционные.
В теократической монархии монарх является и светским главой страны, и религиозным лидером.
В дуалистической монархии власть монарха ограничена парламентом.
В конституционной монархии монарх выступает в роли главы государства, выполняет представительские функции, но непосредственно в управлении государством участия не принимает.