Сущность, признаки и основные разновидности современных авторитарных режимов
1.Особенности и типология авторитарных режимов. Авторитарной считается неограниченная власть одного лица над гражданами при сохранении личности и общества в неполитических сферах. Авторитаризм и его черты:
- автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, тиран)
- неограниченность власти и ее неподконтрольность власти гражданам
- опора на силу реальная или потенциальная
- монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограничение его во внеполитические силы.
- Рекрутирование политической элиты путем назначения сверху.
Положительные черты авторитарных режимов:
1.способность обеспечивать полит стабильность и общественный порядок в условиях соц потрясений
2.способность быстро мобилизовать ресурсы общества на решение определ задач
3.способность противостоять политическим противникам.
Недостатки:
1.полная зависимость политики от главы гос или группы лиц у власти.
2.отсутствие у граждан возможности предотвращать полит авантюры.
3.ограниченность политического выражения общ интересов.
Разновидности:
1.по способу организации власти:
- псевдодемократические (в этих режимах формально признается разделение властей, многопартийность, реальная власть наход в руках исполнительных структур.Пример – Мексика)
- конституционноавтортарный (ограничение и запрещ на основе конституции деятельности оппозиции, независим СМИ) пример – Сингапур, Филипины, Ирак, Иран.
2.по носителям власти :
- олигархические (власть группы людей)
- персоналистские диктатуры (Румыния, Греция, Аргентина)
- военные хунты (Африка)
- теократические режимы (власть религиозного клана)
- абсолютная монархия
- персонафицированный режим (власть опирается на силу, неисилых институтов власти . пример – Амина-Уганда)
3.по содержанию деятельности:
- элитаристские( организованы на обеспечение власти какой либо элиты, кот проводит реформы, манипулируя волей народа)
- популистские режимы (ориентированы на заигрывании с народом.) бывают двух видов – нациналполистские (играют на чувствах национаьной справедливости), социалпопулистские (эксплуатируют идею социальной справедливости)
4.по ориентации:- прогрессивные ( способствующие развитию рыночных отношений) – консервативные
52. Демократический режим. Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Признаки: 1- наличие политического и идеологического плюрализма; 2- всеобщее избирательное право и система свободных выборов основных органов власти; 3- принцип разделения властей; 4- развитая система парламентаризма; 5- принцип взаимной ответственности граждан и государства; 6- средства массовой информации свободны и независимы; 7- права и свободы гарантируются законом. Этапы перехода к демократии: на первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия конституции, закона о выборах. На третьем этапе экономика начинает развиваться на основе роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Разновидности: по приоритетным субъектам: либеральная признает источником власти индивида. Плюралистическая предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. Коллективистская опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Подводя итог, следует отметить, что современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.
53. Основные теории происхождения государства.
Одна из самых древних теорий происхождения государства – теократическая теория. Теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, а все государи осуществляют свою власть как исполнение божественной воли.
Патриархальная теория основывается на том, что гос-во возникает из увеличившейся семьи. Соединение семей означает, что члены семей превращаются в граждан госуд-ва, над котор появляется новый вид власти – власть главы гос-ва – монарха.
Естественно-правовая теория основывается на положении о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Локк считал, что естественное состояние человека в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права видят появление государства как результат юридического акта – общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.
Органическая теория выражает древние представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма. Ее суть такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неочевидное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство является общественным организмом, состоящим из отдельных личностей подобно тому, как живой организм состоит из клеток.
Представители теории насилия считали, что государство возникло в результате завоеваний. Смысл теории состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т. е. путем прямого политического действия, а государственная власть, соответственно, возникает и базируется на физической силе.
Сторонники психологической теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и различных их объединений Смысл данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Общество и государство являются следствием психологических закономерностей развития человека.
Материалистическая (классовая) теорияпроисхождгос-тва отталкивается от того, что гос-тво возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противополож экономическими интересами. Государство возникает как объективный результат этих процессов и специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно экономические интересы господствующего класса.
54. формирование правового государства и гражданского общества в РБ
Формирование правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.
Структура гражданского общества делится на сл. сферы:
1. Экономическая. 2. Социально-политическая. 3. Духовная.
Основным элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения.
Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров). Основа гражданского общества – средний класс. В результате демократического преобразования в РБ поставлена задача создания правового государства. С началом перестройки, с тем, что существовало у нас социалистическое общенародное государство характеризовалась нарушением правовых норм, тем, что главная роль в государстве играла одна партия, что была принижена роль выборных органов, была поставлена задача создания такого государства.
ПГ - это государство, оперирующее в своих действиях правом, которые защищают свободы народа, личности, и которые подчиняют власть народу. Само же право - это совокупность общепринятых норм, гарантирующие подчинение власти народу.
ПГ основывается на следующих принципах:
1. Принцип суверенитета народа - народ - это главный источник власти.
2. Верховенство законов во всех сферах общественной жизни. Вся общественная жизнь должна регламентироваться законом. В РБ ~ 28 тыс. Нет законов о воде, о продуктах питания и др.
3. Принцип равенства всех перед законом.
4. Незыблемости законов, прав человека, их защита и охрана.
5. Четкое разделение властей и надзор за соблюдением конституции.
Для создания ПГ необходимо не только реализация этих принципов, но и создание экономических, духовных, социальных и политических условий. В частности необходимым экономическим условием является многоуладная экономика (много форм собственности), создание рыночной экономики, социальными условиями - обеспечение высокого уровня жизни (обеспечение питания). Высокая политическая культура, демократическое сознание, гласность. Формирование ПГ невозможно без формирования гражданского общества.
55. Типология политического процесса.
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый политические процессы. При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах. Скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии). С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.