ООН: структура, функции, проблемы реформирования

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 стран мира.

ООН — универсальная международная (межправительственная) организация общей компетенции

История создания ООН. Административные союзы как прообраз будущих международных организаций. Лига Наций — первая политическая международная организация.

Устав ООН — важнейший многосторонний международный договор универсального характера, своеобразная Конституция международного сообщества. Уставные цели ООН: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями; осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; быть центром согласования усилий государств в достижении общих целей, а также в разрешении всех проблем, возникающих в сфере международного общения.

Принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех ее членов; добросовестное выполнение уставных обязательств всеми ее членами; воздержание от угрозы силой или ее применения; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела государств; обеспечение соблюдения уставных принципов государствами, не являющимися членами ООН, с целью поддержания международного мира и безопасности; оказание помощи всеми государствами-членами ООН во всех действиях.

Уникальность структуры ООН. Семья ООН: 1) собственно ООН, состоящая из шести главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат); 2) специализированные учреждения ООН; 3) МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии — автономный орган под эгидой ООН; 4) программы и фонды ООН (ЮНИСЕФ, ПРООН, УВКБ и др.).

46. Внешняя политика РБ: основные направления и приоритеты.

Стратегическими целями внешней политики РБ являются:

1)защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; 2)защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

· равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;( добиться обеспечения экономической безопасности страны при дальнейшей интеграции в мировую экономику и вступления в ВТО)

· создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала гос-ва;

· формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей; (Российская Федерация, участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), Украиной, Польшей, Литвой и Латвией, с государствами Центральной и Западной Европы, с США и Канадой, с Китаем, Индией и Японией, Венесуэла).

· содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

· участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека. Основными направлениями в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

1. создание благоприятных условий для участия белорусских товаров в международном торгово-экономическом обороте; 2. защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей – резидентов Республики Беларусь на внешнем рынке; обеспечение условий роста экспорта;

2. развитие экспорта высоких технологий и содействие импорту высоких технологий в целях ускоренного развития национальной экономики;

3. обеспечение доступа к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь.

4. Важным направлением бел внешней политики явл обеспечение международной поддержки в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы. В этих целях РБ выступает за: активизацию сотрудничества для решения экологических, социально-экономических, медицинских проблем, вызванных аварией на ЧАЭС. Беларусь активно участвует в деятельности ЮНЕСКО, МОТ, ЮНИДО, МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, Всемирного банка, ВОИС и других международных организаций в интересах междунарсотруднич и национального развития.

Источники и ресурсы власти.

Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.

Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или используются недостаточно масштабно. В широком смысле ресурсы власти – это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Главными средствами осуществления власти являются политика, административные акты, правовые нормы.

Доминирующей властью в современном обществе является государственная. Являясь основным объектом в политической борьбе, она добивается своих целей различными средствами – идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Монополия на принуждение с помощью государственного аппарата принадлежит государственной власти. В основе системы власти – отношения субординации, т. е. многоуровневого подчинения иерархии. Средства осуществления власти различаются у центральных и региональных органов, у государственных и негосударственных структур.

В классификации ресурсов власти используется также принцип, основанный на человеческом факторе, который направлен на поиск мотивов поведения объекта и субъекта власти. Выделяют типы властвования на основе страха, убеждения, интереса. Каждый тип ресурсов власти имеет свои особенности реализации и предел эффективности.

В обществах с развивающейся экономикой и сильным индивидуализмом отчетливо прослеживается соревнование двух основных типов ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха – с другой. Использование поощрения более распространено в условиях, где нет классовых противоречий и основой общества является средний класс. Принуждение наиболее распространено в странах со слабо развитыми демократическими традициями и институтами.

Более тщательный анализ феномена власти требует исследования ее механизмов. Чтобы понять сущность власти, надо раскрыть особенности ее функционирования на каждом из измерений политической власти, так как в рамках каждого социального института реализуется свой способ властвования.

48. Легитимность и легальность власти.

Легитимность – убеждение в том (прежде всего моральное), что принятый политический порядок справедлив и законен.

Легитимность – это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Ее использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпируемой. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

Легальность (законность) власти – политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий).

Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола.

Легитимность власти нарушается, если она не способна подчиняться, следовать своим собственным установлениям, нормам. Поэтому важнейшим аспектом власти служит ее легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами.

49. Типология политической системы общества.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Типология политических систем берет за основу одни из критериев отбора и на этой основе создает классификацию. Наиболее общеизвестными являются следующие: 1.по критерию характера взаимоотношений с внешней средой политические системы подразделяются на: а) закрытые – имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.к. ресурсы развития находят внутри (СССР, Венгрия, Болгария); б) открытые – активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические гос-ва Запада). 2. По политическому режиму выделяются: а) тоталитарные – характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства; б) авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства; в) демократические – предполагаю приоритет прав личности, контроль общества над властью. В зависимости от исторического типа общества распространено деление по-литической системы на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет не развитое гражданское общество, недостаточнаяразграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, политические системы, трансформирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся на децентрализованные, централизованные и сверх централизованные. В соответствии с принципами легитимности власти отличают традиционные, рациональные и харизматические политические системы.

50.Тоталитарный политический режим: понятие, признаки, разновидности.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми облас­тями жизни общества.

Признаки тоталитаризма:

1. наличие руководящей роли одной партии, осуще­ствление ею диктатуры во главе с харизматическим ли­дером;

2. официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология, проникающая во все сферы челове­ческой жизни;

3. монополия государства на средства массовой ин­формации;

4. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженной борьбы;

5. жестко централизованное руководство и управ­ление экономикой.

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фа­шизм, национал-социализм.

1. характерные черты и разновидности тоталитарных систем.

1)_ идеологизация всей общественной жизни.

2) социальная:

3)экономические черты:

4)политические черты:

Разновидности:

1.сталинизм. Основная идея и диктатура, опиравшаяся на три структуры – партия, государство и силовые органы. От других сталинизм отличался тем, что покушался на землю и собственность.

2.Нацизм – основная идеология расизм и шовинизм. Превосходство одной нации над другой.

Наши рекомендации