Типология политического процесса.
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Существуют эволюционные и революционные политические процессы. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.
Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.
Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.
Утопии в политическом процессе.Политический процесс – таит в себе альтернативы, расчеты на успех, определенные шансы достичь желаемых результатов. Возможен разный исход событий, потому для политики так характерна логика надежд, случайностей, которая побуждает иногда затевать безнадежные политические предприятия. И если эти надежды необоснованны, несбыточны, то открывается прямой путь к утопии.
Утопия в политике – это иррациональное состояние политического процесса и политического сознания, которое препятствует исполнению заранее рассчитанных проектов, сильно изменяет их конечные результаты или делает достижение желаемых результатов невозможным. Уже на этапе разработки политического проекта можно планировать нечто неосуществимое из-за ошибочной или неполной информации, отсутствия серьезной концепции, неожиданных случайностей, столкновения амбиций и т.д. При выполнении такой проект не приносит желаемых результатов, а приводит к нежелательным и неожиданным. Так, проект завоевания мирового господства фашистской Германией привел к ее военному поражению, расколу, многочисленным потерям, которые не планировались авторами.
Ошибки в политике – это еще не утопия. Утопия возникает тогда, когда ошибки не распознаны и особенно тогда, когда они замечены, но не признаны и не исправлены. Исполнители и авторы проекта остаются во власти иллюзий.
Особенно опасны утопиями периоды общественных и политических кризисов. Тем не менее, утопии играют и положительную роль, являясь мощным рычагом социального прогресса, средством мобилизации масс. Так, миф о построении коммунистического общества в СССР мобилизовал массы на трудовые свершения, развитие науки, образования, культуры, поддерживал надежды людей на светлое будущее, их уверенность в завтрашнем дне. По мысли М.Вебера, успешная политика всегда есть искусство возможного. Однако не менее верно и то, что часто возможное достигается лишь потому, что стремились к стоящему за ним невозможному.
Политические технологии.
Участники политического процесса, реализуя свои цели и задачи, применяют разнообразные методы, приемы, знания, умения, процедуры - политические технологии.Чем совершеннее политическиетехнологии, адекватнее их содержание реальной политической ситуации в обществе, намеченным целям и задачам, тем успешнее действия субъектов политики.
В структуре политических технологий ученые выделяют специфические элементы,отражающие их содержание и роль в политическом процессе:
· технологическое знание;
· приемы, процедуры и методы действий;
· технико-ресурсные компоненты.
Технологическое знание – это разновидность научно-прикладных знаний. Оно отражает политическую реальность. На его основе ведется поиск средств и способов действий, которые бы отвечали требованиям ситуации в обществе, расстановке политических сил, практическим целям и задачам субъектов политики.
Приемы, процедуры и методы действий– это технологии поведения субъектов политики, которые разрабатываются и используются для достижения социально-политических целей. Они могут быть нормативными(отвечающими правовым, политическим и нравственным нормам общества) и девиантными(противоречащими общественным нормам; их именуют «черными», «грязными», «теневыми»).
Использование нормативных технологий рационализирует, упорядочивает и оптимизирует политический процесс. Применение девиантных технологий «направляет течение" политического процесса в кризисное, разрушительное русло. Поэтому общество обязано защищать себя от таких технологий.
Технико-ресурсные компоненты политических технологий – это финансовые, технические, информационные, научно-аналитические, административно-организационные ресурсы (средства), необходимые для активного влияния на политическую жизнь общества.
Процесс формирования технологий включает:
• анализ политической ситуации в обществе;
• обоснование стратегии и тактики, методов политических действий (поведения в конкретных ситуациях);
• политическое прогнозирование;
• разработку технологий подготовки, принятия и реализации политических решений;
• консультирование субъектов политики.
Социально полезное использование политических технологий предполагает:
• мотивированные общественными интересами действия субъектов политики, направленные на достижение поставленных целей и победу над соперниками;
• последовательность и принципиальность в реализации социальных потребностей и ценностей, цивилизованность взаимоотношений с конкурентами;
• компетентное и гибкое использование методов, приемов, ресурсов, процедур в изменяющейся политической ситуации;
• соблюдение и уважение законов государства, демократических норм и принципов, регулирующих общественную жизнь;
• взаимный контроль государственных и общественных институтов за социальной продуктивностью своей политики.
Современные политические технологии достаточно разнообразны:
· по продолжительности выделяют следующие политические технологии: стратегические (направлены на отдалённый результат деятельности субъектов политики), тактические (предполагают реализацию краткосрочно поставленных целей), спорадические (применяются единовременно), циклические (постоянно используются в деятельности субъектов);
· по области применениявыделяют – глобальные (связанные с решением общемировых, глобальных проблем человечества), региональные (используются при решении проблем определённых регионов), национально-государственные (характеризуют процесс осуществления государственного управления в одной отдельно взятой стране), корпоративные (отражают властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации), локальные (используются отдельными субъектами в ограниченных точках политического пространства), межличностные политические технологии;
· по частоте применениявыделяют – тиражируемые (они рассчитаны на повсеместное применение в аналогичных условиях) и уникальные (применяются только в определённых случаях) политические технологии;
· по характеру регламентации деятельности субъектоввыделяют – нормативные (это способы деятельности субъектов, которые жёстко привязаны к существующим в обществе законам, нормам, традициям) и девиантные(это отклоняющиеся от принятых норм и стандартов способы деятельности) политические технологии.
Политические технологии формируются разными способами, одним из которых является субъективный способ. Он предполагает использование при конструировании оптимальной последовательности действий здравого смысла, интуиции, практического опыта, культурных стереотипов, привычек и других индивидуальных особенностей отдельных субъектов политики.Второй, аналитический способ связан с использованием специальных аналитических процедур и методов, которые и определяют основные условия достижения поставленных целей.
Более эффективным является аналитический способ, поскольку он ограничивает произвол субъектов политики при оценке целей и параметров своей деятельности, рационализирует видение ситуации и осознание последствий предпринимаемых ими действий в рамках существующего политического порядка.
Политические технологии обеспечивают целенаправленную деятельность субъектов политики, которая достигается на основе политических решений.
Политическое решениеесть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения, достижения целей в сфере государственной власти.
Основной проблемой протекания политического процесса является проблема принятия и реализации политических решений, которые бы интегрировали различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Центральную роль в этом отношении играют высшие институты государственной власти, от деятельности которых зависит степень централизации власти и распределение полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе эти институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету граждан.
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
4.1. Примерный тематический план учебной дисциплины «Политология» (для очного отделения факультета)
№№ темы | Темы занятий | Виды занятий | |||
лекции | семинары | СУРС | всего | ||
1. | Теория и методология политической науки. | ||||
2. | Политическая власть и политическая система общества. | ||||
Государство как политический институт | |||||
Международные политические отношения и геополитика | |||||
Политический процесс: понятие и структура | |||||
ВСЕГО |
Тематический план учебной дисциплины
(для заочного и заочного сокращённого отделений)
№№ темы | Темы занятий | Виды занятий | |||||||
лекции | семинары | СУРС | всего | ||||||
Политическая власть и политическая система общества. | |||||||||
Международные политические отношения и геополитика | |||||||||
|
4.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.Нумерация тем занятий соответствует общей нумерации тематических планов.
Программа семинаров
(для студентов очной формы обучения)