Социально-исторические условия превращения политики в науку.
Политика как наука и искусство.
Политику считал наукой Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность. Здесь можно выделить ряд положений, без которых политика не смогла бы развиваться должным образом:
1. Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;
2. Адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;
3. Применение научных методов в политике;
4. Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);
5. Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.
Политика и наука о политике должны взаимодействовать и нуждаться друг в друге. Если недооценивается наука- политика приобретает авторитарный характер; если наука не опирается на политику, она превращается в абстракцию. Признание политики наукой не является безобидным для общества, т. к. позволяет производить над ним любые социальные эксперименты. Главная задача научной политики - моделирование, прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач политики.
Главные принципы научной политики: Наличие четкой теоретической основы и следование ей на практике. Гибкость, умение находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации. Умение и стремление перенимать опыт у более опытного и сильного, в т.ч. и у идейного противника. Приоритет решения общих вопросов перед частными. Соответствие форм, методов и средств осуществления политики целям и задачам.
Политика как искусство:
Его неотъемлемыми компонентами являются:
а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия
б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;
в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам
Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. Вот некоторые аспекты политического искусства: Умение разбираться в политической психологии и политическом поведении масс; Умелый, творческий и критический подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров; Умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс; Умение делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач и поражений; Направление и регулирование деятельности политических институтов; Разработка и творческое проведение в жизнь научно-обоснованной политики с определением ближайших и перспективных целей; Определение форм, методов и средств политической деятельности, с помощью которых намеченные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все шансы на успех и только после этого приступают к действию. Они могут и опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации. Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это, прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.
Социально-исторические условия превращения политики в науку.
Превращение политики в науку стало возможным с открытием законов общественного развития и превращением их в руководство практическими действиями; с появлением социальных групп, способных руководствоваться объективными законами в своей практической деятельности; с утверждением идеологии, закрепляющей в сознании людей (социальных групп) мысль о необходимости установления общественного строя, отвечающего тенденции общественного развития. Однако для превращения политики в науку этого недостаточно: необходимо, чтобы субъекты политики руководствовались наукой не только при принятии политических решений, но и при проведении его в жизнь; чтобы наука пронизала политическую деятельность; чтобы политик видел закономерности развития общества, потребности социального бытия; владел принципами организации политической деятельности и принципами самой политической деятельности; понимал, что человеку (общности), чтобы он начал действовать, надо показать, какие потребности он удовлетворит в результате деятельности. Однако политика не только наука. Она связана с людьми. Поступки людей менее всего прогнозируемы и предсказуемы. Поэтому политик должен уметь выбрать эффективные формы общения людей с людьми, уметь слушать их, видеть их настроение.
15. Политика и экономика: проблема взаимовлияния.
Политика и экономика – основные, взаимно обусловливающие свое функционирование, сферы жизни общества, независимо от его формы, в которых концентрируется предметно-вещественная и духовная деятельность различных социальных субъектов.
Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и др. разновидности (виды) политики.
Активная роль политики в отношении общества в целом и его экономических структур проявляется прежде всего в осуществлении ее функций управления общими делами государства, обеспечения приоритетов социально-экономического развития, стабильности общественной и экономической систем; укрепления законности и правопорядка. Ограниченная экономическими возможностями и пределами, политика одновременно "курирует" социальную сферу, от развития которой зависит жизненный уровень населения, состояние просвещения, здравоохранения, трудовых отношений, жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения и др. Степень социальной защищенности населения определяется не только общим уровнем развития экономики, рыночного хозяйства (известных пяти рынков: товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации), но и масштабами демократизации и гуманизации политической власти, государства.
Проблема взаимоотношения политики и экономики — важнейшая проблема жизнедеятельности общества. Она возникла вместе с формированием политической сферы жизни общества. Однако на каждом исторически конкретном этапе развития общества эта проблема встает по-новому, со специфическими особенностями. Особую актуальность она приобретает в периоды замены одних общественных отношений, социальных, политических структур, институтов и соответствующих им взглядов, представлений другими. Так дело обстояло на протяжении всей истории человечества, с достаточной полнотой оно обнаруживается и в условиях современного этапа развития человеческого сообщества. Политика оказывает активное воздействие на экономическое развитие, прежде всего, потому, что она выступает средством решения экономических проблем. Эти проблемы могут- быть решены и успешно решаются лишь тогда, когда получают соответствующий анализ и оценку с точки зрения социальных сил, выражающих потребности объективного хода истории, общественного прогресса. Они остаются нерешенными, или их решение значительно усложняется, если их оценка дается с позиций групп людей, преследующих корпоративные интересы. Политика с позиции таких социальных групп, как правило, ведет к усилению стихийности в общественном развитии. Такая политика непременно вызывает социальную и политическую нестабильность, различные конфликты.
16. Политика и идеология: проблема взаимосвязи.
Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в конкретной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые эти цели будут достигнуты. Она позволяет осознать классовые отношения в обществе, обосновать сущность политики. А политика всегда выступает средством идеологического воспитания.
Социальная группа, класс, обладающий властью, имеет преимущества в формировании идей и пропаганде своих ценностей и идеалов. Господствующий класс обладает средствами пропаганды, имеет в своем распоряжении многочисленную армию идеологических работников. Более того, он имеет средства (вплоть до насильственных) препятствовать пропаганде инакомыслия. Имея столь солидную материальную базу, он формирует мировоззрение людей в нужном ему направлении, контролирует систему подготовки и воспитания подрастающего поколения, насаждает свои взгляды и идеалы как выражение общечеловеческих ценностей. Таким образом, политика всегда имеет определенную идеологическую обоснованность.