И фармацевтического образования
В проект Стандарта качества медицинского образования включены основные разделы мониторинга и показатели оценки:
1. ПОКАЗАТЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Стартовые познавательные возможности студента при поступлении в вуз и обучаемость.
1.2. Осознанный выбор профессии и образовательной организации высшего образования.
1.3. Целеполагание в построении индивидуальной траектории развития.
1.4. Ответственность за результаты деятельности.
1.5. Высокий уровень познавательной, учебной, профессиональной мотивации.
1.6. Трудолюбие и дисциплинированность.
1.7. Способность решать проблемы и высокая стрессоустойчивость.
1.8. Гуманизм и уважение к окружающим людям.
1.9. Самооценка результатов обучения и личностного развития.
2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1.1. Теоретические занятия
2.1.1.1. Актуальность информации по преподаваемым дисциплинам ООП (соответствие с требованиями работодателей, государства);
2.1.1.2. Наличие и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий;
2.1.1.3. Использование инновационных методов представления и донесения информации до студентов.
2.1.2. Практические и лабораторные занятия
2.1.2.1. Наличие современного оборудования.
2.1.2.2. Внедрение в учебный процесс методик обучения, основанных на использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий.
2.1.3. Учебная и производственная практика
2.1.3.1. Наличие соглашений установленного образца между образовательной организацией и государственными, муниципальными учреждениями о гарантированном прохождении учебной и производственной практики обучающимися;
2.1.3.2. Деятельность на производственной практике проходит на базе ЛПУ, стоматологических клиник, аптек и др.;
2.1.3.3. Деятельность на производственной практике связана с отработкой практических навыков по специальности.
2.1.4. Формирование индивидуальной образовательной программы обучающегося (далее ИОПО) с предоставлением права на выбор конкретных дисциплин из числа тех, которые развивают заложенные в федеральные государственные образовательные стандарты данного направления подготовки (специальности) профессиональные компетенции.
2.1.5. Наличие стажировок
2.1.5.1. Международные;
2.1.5.2. Между вузами.
2.2. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2.1. Исполнение научно-исследовательских работ студентов (далее НИРС) в ходе освоения ООП;
2.2.2. Для обучающихся организованы и доступны возможности реализации проектной деятельности;
2.2.3. Для обучающихся созданы возможности коммерциализации результатов прикладных исследований;
2.2.4. Для обучающихся созданы возможности развития предпринимательских компетенций для организации предпринимательской деятельности по направлению подготовки;
2.2.5. В вузе создана и доступна студентам инфраструктура бизнес-инкубации: научно-исследовательские лаборатории, инновационные предприятий либо налажены договорные отношения с существующими в регионе центрами развития и поддержки предпринимательства.
2.3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНЕУЧЕБНОЙ (ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3.1. Наличие возможностей для творческого развития обучающихся
2.3.1.1. Наличие различных видов творческих объединений/студий (танцы, вокал, актерское мастерство и т.п.).
2.3.2. Предоставление возможностей для физического развития и занятия массовым спортом.
2.3.2.1. Открытый (бесплатный) доступ к спортивному оборудованию и площадкам в выделенные часы (но не менее 3 часов в рабочее время);
2.3.2.2. Наличие различных секций (футбол, волейбол и т.п.).
2.3.3. Возможность участия в общественно-политической и социальной деятельности;
2.3.3.1. Поддержка участия в общественно-политических проектах, общественных объединениях (волонтерские объединения и пр.);
2.3.3.2. Обучение проектной деятельности на примере социально-значимой деятельности;
2.3.3.3. Наличие дополнительного образования (тренинги, мастер-классы, школы актива и т.п.);
2.3.4. Уровень оказания дополнительных образовательных услуг (в изучении иностранных языков, освоении компьютерной грамотности, навыков программирования, обучении за рубежом).
3. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Востребованность и успешность выпускников (трудоустройство по специальности);
3.2. Наличие рекламаций на подготовку выпускников и информации отделения службы занятости о наличии выпускников, состоящих на учете;
3.3. Конкурентоспособность диплома о высшем образовании на уровнях:
3.3.1. Региональном уровне;
3.3.2. Государственном уровне;
3.3.3. Международном уровне.
3.4. Самооценка уровня полученных компетенций в аспекте их будущей востребованности на рынке труда.
3.4.1. Самооценка профессионально-квалификационных компонентов компетенций;
3.4.2. Самооценка личностно-мотивационных компонентов компетенций;
3.4.3. Владение профессиональными навыками:
- умение организовывать рабочее место;
- выполнение работы по функционалу;
- качество результатов учебной/учебно-профессиональной/ профессиональной деятельности;
- соответствие профессиональной подготовки запросам работодателей и рынка труда;
- удовлетворенность уровнем своей компетентности в процессе выполнения учебных и профессиональных задач;
- возможности участия в олимпиадах, конкурсах по профильным дисциплинам и готовность к ним.
3.4.4. Инструментальные владения:
- владение методами работы;
- владение информационными технологиями и цифровой техникой.
3.4.5. Владение знаниями, на которых основана работа.
(Для каждой специальности, отрасли уникально, в соответствии с ФГОС 3+, профессиональными стандартами, другими видами формализованных запросов работодателя, государства, общества).
3.4.6. Проявление инновационных компетенций:
- самостоятельный поиск и освоение новейшей информации и компетенций;
- открытость новому, инициативность, предприимчивость;
- умение создавать и воплощать новые идеи, решения, креативность.
3.4.7. Лидерство:
- технология целеполагания;
- эффективные коммуникации и умение убеждать;
- умение проведения эффективных презентаций;
- командообразование;
- проектирование, разработка и реализация проекта;
- управление рисками, конфликтами, стрессами;
- эффективность в принятии решений.
4. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС
4.1. Актуальность информации по преподаваемой дисциплине;
4.2. Ясность и четкость изложения;
4.3. Использование инновационных образовательных технологий;
4.4. Использование современных методов в образовании и общении;
4.5. Посещаемость занятий;
4.6. Умение заинтересовать студентов;
4.7. Наличие практического опыта в данной сфере;
4.8. Наличие системы, реагирующей на нарушение этических норм при взаимоотношениях обучающихся и преподавателя;
5. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОО ВО
5.1. Проведение мероприятий, направленных на повышение качества образования в ОО, таких как:
5.1.1. Стратегические сессии со стейкхолдерами, студенческие форумы, конференции, круглые столы, панельные дискуссии и т.п., направленные на включение студентов в процесс повышения качества образования.
5.1.2. Мониторинг качества образования со стороны обучающихся.
5.1.3. Общественные и профессионально-общественные экспертизы с включением представителей обучающихся.
5.2. Участие обучающихся в управлении образовательным процессом на основании партнерства:
5.2.1. Включение обучающихся в состав комиссии вуза и его структурных подразделений, занимающихся решением вопросов непосредственно затрагивающих интересы студентов (комиссии по отчислениям/конфликтные комиссии, стипендиальные комиссии и др.).
5.3. Наличие методов, направленных на повышение качества подготовки выпускников ОО ВО, включающих студентов в оценку качества образования, таких как:
5.3.1. Социологические опросы;
5.3.2. Открытые встречи студентов с администрацией ОО;
5.3.3. Советы/комиссии обучающиеся по качеству образования.
5.4. Уровень информированности обучающихся о методах и мероприятиях, направленных на совершенствование качества образования в образовательной организации.
5.5. Уровень информированности студентов о содержании:
5.5.1. Образовательной программы;
5.5.2. Образовательного стандарта специальности;
5.5.3. Порядка организации образовательного процесса.
5.6. Уровень осведомленности обучающихся о ситуации на рынке труда и перспективах эффективного трудоустройства:
5.6.1. Осведомленность о потенциальных работодателях;
5.6.2. Осведомленность и понимание кадровых, технологических, иных организационных потребностей работодателя;
5.6.3. Осведомленность о трудоустройстве выпускников, их успешном опыте;
5.6.4. Осведомленность и компетентность в отношении процедур трудоустройства;
5.6.5. Знание профессиональных стандартов в своей отрасли;
5.6.6. Знание возможностей для организации собственной самозанятости, предпринимательской деятельности.
6. ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6.1. Помещения образовательной организации:
6.1.1. Наличие необходимой пригодной к эксплуатации мебели;
6.1.2. Обеспечение питьевой водой помещений для занятий;
6.1.3. Наличие современно оборудованных санузлов (мыло, бумага);
6.1.4. Температура в аудиториях, уровень проветриваемости помещений, уровень освещенности, согласно СанПиН;
6.2. Столовые:
6.2.1. Наличие столовых в каждом учебном корпусе;
6.2.2. Наличие комплексных обедов и ассортимента блюд, удовлетворяющего запросы обучающихся;
6.2.3. Наличие контрольной порции;
6.2.4. Наличие бесплатной питьевой воды;
6.2.5. Наличие раковин для мытья рук.
6.3. Студенческие общежития
6.3.1. Наличие комнат для самоподготовки студентов с необходимой пригодной к эксплуатации мебелью, доступом в сеть Интернет по технологии Wi-Fi, шумоизоляцией.
6.3.2. Наличие студенческих советов общежитий.
6.4. Библиотеки и библиотечные ресурсы
6.4.1.Наличие изданий в электронном виде;
6.4.2. Предоставление обучающимся доступа к открытым электронным образовательным ресурсам и базам данных научной периодики не менее, чем к 3 мировым и не менее чем к 2 всероссийским;
6.4.3. Не менее 30% от общего количества учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам из утвержденных ООП, находящихся в библиотеке, в последнем издании;
6.5. Предоставление доступа в сеть Интернет
6.5.1. Бесплатность;
6.5.2. Повсеместный доступ к сети Интернет по технологии беспроводного доступа Wi-Fi в учебных корпусах, библиотеках, студенческих общежитиях.
6.6. Социальное обеспечение
6.6.1. Информирование и доведение до всех студентов механизмов получения повышенных и дополнительных стипендий.
6.7. Организация учебного процесса
6.7.1. Равномерное распределение учебной нагрузки;
6.7.2. Информирование о месте учебных и внеучебных занятий;
6.7.3. Организация всех видов практик, включая альтернативные.