Общая характеристика книжного дела в XVII в.
Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. — расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.
Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI — начале XVII в. была распространена все еще слабо.
Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.
Так, в 1686 г. среди мелкого посадского люда Москвы грамотных было 23,6%. В московской мещанской слободе процент грамотных с 1677 г. до 90-х гг. XVII в. вырос с 36 до 52%. Тяга к образованию возросла под влиянием Западной Европы, сношения с которой в XVII в. усилились. В Москве появилось немало ученых людей, выходцев из Белоруссии и Украины; они работали переводчиками книг, справщиками на Печатном дворе. Среди них выделялись своей образованностью Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие поборники просвещения, много сделавшие для развития культуры России, издания и распространения книг. Значительное влияние на развитие русской образованности оказали в XVII в. греки, переселившиеся в Москву из Турции. В их числе — братья Лихуды, возглавлявшие одно время деятельность Московского печатного двора. Усилилось влияние иностранной научной и художественной литературы; она распространялась в России как в оригиналах, так и в переводах — рукописных и печатных. Если от XVI в. известно только 26 переводов, за первую половину XVII в. — 13, то во второй половине XVII в. их было уже 114.
В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них — служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.
Рукописная книга
Введение книгопечатания в Московском государстве не устранило рукописного производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России распространена шире, чем книга печатная. Чем была вызвана такая «живучесть» рукописной традиции?
Причин для этого было несколько: несовершенство ремесленной техники книгопечатания; дороговизна печатной книги по сравнению с рукописной; монопольно-государственный характер русского книгопечатания; церковный диктат; приверженность грамотного населения к привычной рукописной литературе и т.п. Параллельное развитие рукописной и печатной книги характерно не только для России. «В тех случаях, когда по тем или иным обстоятельствам печатная книга не могла удовлетворить общественного интереса, на помощь приходила книга рукописная, не связанная столь тесно с цензурно-политическим контролем, существовавшим за печатным словом».
Центры книжного дела
Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность — различные делопроизводственные документы и акты — находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% — светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».
Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.