Г) особенности понятия как формы мышления
Все отношения могут быть выражены в языке только в виде понятий. Уверенность, что эти общие представления и понятия существуют в качестве таинственных сил, есть необходимый результат того, что реальные отношения, выражением которых они являются, получили самостоятельное существование. Эти общие представления, кроме их отмеченного значения в обыденном сознании, приобретают еще особое значение и развитие у политиков и юристов, которых разделение труда толкает к возведению этих понятий в культ и которые видят в них, а не в производственных отношениях, истинную основу всех реальных отношений собственности.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.— Соч., т. 3, с. S60
Маркс сводит то общее содержание, которое заключается в вещах и отношениях, к его наиболее обобщенному мысленному вы-раженйо. Его абстракция, следовательно, только отражает в форме мысли то содержание, которое уже заключается в вещах.
Родбертус, наоборот, составляет себе некое более или менее несовершенное мысленное выражение и измеряет вещи этим понятием, по которому они должны равняться.
Энгельс Ф. Письмо К. Каутскому, SO сентября 1S84 г.— Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. S6, с. ISO
Безразличие к определенному виду труда предполагает весьма развитую совокупность действительных видов труда^ ни один из
1 14
которых уже не является господствующим над всеми остальными. Таким образом, наиболее всеобщие абстракции возникают вообще только в условиях наиболее богатого конкретного развитая, где одно и то же является общим для многих или для всех. Тогда оно перестает быть мыслимым только в особенной форме. С другой стороны, эта абстракция труда вообще есть не только мысленный результат некоторой конкретной совокупности видов труда. Безразличие к определенному виду труда соответствует такой форме общества, при которой индивиды с легкостью переходят от одного вида труда к другому и при которой данный определенный вид труда является для них случайным и потому безразличным. Труд здесь, не только в категории, но и в реальной действительности, стал средством для создания богатства вообще и утратил ту сра-щенность, которая раньше существовала менаду определенными индивидами и определенными видами труда. Такое состояние в наиболее развитом виде имеет место в самой современной из существующих форм буржуазного общества — в Соединенных Штатах. Таким образом, лишь здесь абстракция категории «труд», «труд вообще», труд sans phrase1, этот исходный пункт современной политической экономии, становится практически истинной.
Итак, простейшая абстракция, которую современная политическая экономия ставит во главу угла и которая выражает древнейшее отношение, имеющее силу для всех форм общества, выступает, тем не менее в этой абстрактности практически истинной только как категория наиболее современного общества.
...Этот пример с трудом убедительно показывает, что даже самые абстрактные категории, несмотря на то, что они — именно благодаря своей абстрактности — имеют силу для всех эпох, в самой определенности этой абстракции представляют собой в такой же мере и продукт исторических условий и обладают полной значимостью только для этих условий и в их пределах.
Маркс К. Экономические рукописи
18S7—1SS9 годов. Введение.— Маркс К., Энгелъс Ф.
Соч., т. 46, ч. I, с. 41, 42
...Понятия высший продукт мозга, высшего продукта материи.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 149
Гегель вполне прав по существу против Канта. Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное (NB) (а Кант, как и все философы, говорит о правильном мышлении) — от истины, а подходит к ней. Абстракция ма-
1 — без дальних разговоров. Ред.
терии, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 152
„В природе" понятия не существуют „в этой свободе" (в свободе мысли и фантазии человека!!). „В природе" они, понятия, имеют „кровь и плоть".— Это превосходно! Но это и есть материализм. Понятия человека суть душа природы — это лишь мистический пересказ того, что в понятиях человека своеобразно (это NB: своеобразно и диалектическ и!!) отражается природа.
...Совпадение понятий с „синтезом", суммой, сводкой эмпирии, ощущений, чувств несомненно для философов всех направлений. Откуда это совпадение? От бога (я, идея, мысль etc. etc.) или от (из) природы? Энгельс прав в своей постановке вопроса.
Ленин В. И. Философские тетради.— Тіоли, собр. соч., т. 29, с. 257
Логические понятия субъективны, пока остаются „абстрактными", в своей абстрактной форме, но в то же время выражают и вещи в себе. Природа и конкретна и абстрактна, и явление и суть, и мгновение и отношение. Человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 190
Различие субъективного от объективного есть, НО И ОНО ИМЕЕТ СВОИ ГРАНИЦЫ.
Ленин В. И. Философские тетради.— Полн. собр. соч., т. 29, с. 90