Современное национальное государство
Проблема национальной идентичности, проблема конструирования нации. Феномен национального государства – продукт Нового Времени.
Среди современных государств далеко не все являются национальными государствами, а некоторые фактически не дотягивают до статуса государственности.
В некоторых смыслах национальное государство успело устареть – глобализация (ТНК и др.), но все остается основной формой политической организации.
Этапы развития национального государства:
- государственное строительство
- национально строительство
- достижение массового участия в политике
- введение политики распределения социальных благ с помощью рыночных механизмов.
Анализ осуществляется на примере западноевропейского сценария развития национального государства.
Европоцентризм (западноцентризм) – основы политической науки.
Все перечисленные элемента государственного строительства присуще в качестве атрибутов современного национального государства.
Государственное строительство
XVI – XVII вв. Западная Европа. Франция. Пруссия.
- подчинение земельной аристократии монархам.
- усиление централизации публичной власти.
- создание единых вооруженных сил
- значительный численный рост бюрократии (сбор налогов и управление)
- унификация права
Идеологически этот процесс обслуживала доктрина суверенного монарха. Слово монарха – закон на подвластных ему террито Перевод требований отдельных секторов общественных интересов на приемлемый политический язык. Институты политической коммуникации – СМИ, образование, семья.
Суверенная власть монополизирует властные полномочия.
Теория народного суверенитета, идеологическая доктрина государственного строительства европейских стран после Великой французской революции.
Многие современные молодые независимые государства сталкиваются с теми же проблемами, которые занимали Европу 200-300 лет назад. Традиционные племенные вожди сопротивляются централизаторским устремлениям власти. Во многих развивающихся странах государство не состоялось, правительственные органы не обладают дисциплиной и независимостью от траиболитских (кланово-племеных) интересов чиновников. Сосуществование заимствованных на Западе и местных традиционных социальных норм происходит не без конфликтов.
Главные черты современных развивающихся государств - это коррупция и самовластие чиновников, использование власти в целях обогащения.
Т.Парсонсон. Стандарты социального действия:
Универсализм (черта современного общества) – партикуляризм (черта традиционного общества)
НСДАП, партикуляристская партия.
Коммунистические партии мира, партикуляристские партии.
Деление на «своих» и «чужих». НСДАП – родоплеменной принцип, коммунизм – социально-классовый критерий (орден меченосцев).
Универсалистские партии (демократы и республиканцы США)
- борьба за голоса всех избирателей, политическая борьба на одном политическом поле.
Специфичность – диффузность.
Взаимодействие с особым аспектом агента социального действия (продавец – покупатель). Формально-ролевые ориентации, действия, обезличенные отношения (современное общество).
Диффузность – обобщенное действие, взаимодействие в рамках семьи (традиционное общество).
Нацисты, коммунисты, фашисты – диффузная ориентация, полная принадлежность к партии и вождю.
Специфичность – важен не человек в полном качестве, он важен в качестве избирателя, борьба за голос гражданина. Равное отношение к людям с разными партикулярными принципами.
Универсализм – специфичность – критерии социальной ориентации современного социального действия. Компетентность, профессионализм – критерии приема на работу.
«Мягкое (несостоявшееся) государство», не является национальным государством, не пройден этап государственного строительства. Вполне состоявшиеся государства разваливались благодаря влиянию факторов внутренних конфликтов и неблагоприятной внешнеполитической конъектуры (Сомали, Югославия).
Национальное строительство
Нация складывается в тесной связи с государственным строительством.
Государственное строительство как правило предшествует национальному строительству.
Государство – как фактор национального строительства.
- создание внешних рамок, в которых быстрее и эффективнее происходили процессы культурной, языковой и экономической интеграции.
- возникновение общности исторических судеб, в частности в отношениях с соседями.
- общая идеология, отражающая важные национальные проблемы.
- поддержка культурной деятельности, способствующая создании нации, инициатор создания национальной религии (англиканство, государственные церкви Скандинавских стран). Этническая идентичность в узском смысле слова ушло в прошлое, социокультурное, ценностное включение в национальную идентичность, культурно-антропологические факторы национального строительства.
Антрополого-географические факторы.
Принадлежность к национальному государству, суверенная власть способствует сплочению народностей. Где процесс национального строительства протекал успешно, государство получало новую и достаточно прочную основу своего развития.
Некоторые централизованные государства потерпели крах, не справились с национальным строительством, Австро-Венгрия. Иногда национальное строительство предшествует государственному строительству, Германия XIX в.
Лишь прошедшее оба этапа строительства, национальное государство можно считать сложившемся. Иногда процесс национального строительства протекает мирным путем (торговля, миграции и общения), но чаще всего создание нации оказывается болезненной процедурой, элита безжалостно сламывает сопротивление оказавшихся «на обочине» групп.
Во многих европейских странах процесс национального строительства незавершен (Россия, страны бывшей Югославии) до сих пор. Незавершенность национально-государственного строительства не может дать право говорить о национальном суверенитете.
Даже в Италии, провинциализм и местничество граждан продолжают негативно сказываются на эффективности государства.
Большие трудности с процессом национальным строительством в странах «третьего мира», где символы национального единства – харизматические лидеры; популистские движения; важная роль – воспоминания о вооруженной или ненасильственной борьбе за независимость. Но чаще всего превалируют чувства племенной и клановой солидарности.