Общественные объединения как участники политического процесса.
Общественные объединения важный институт гражданского общества, необходимое условие существования демократического государства. Они создаются с разными целями, но все они выполняют одинаковые задачи в обществе:
1. Объединение граждан с определенными одинаковыми интересами (например, история, культура либо научные исследования).
2. Представление интересов групп граждан перед государством, государственными органами.
3. Обеспечение деятельности других институтов гражданского общества.
4. Представление интересов граждан в период между выборами.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь Об общественных объединениях общественные объединения действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности, гласности. Кроме принципов, упоминаемых Законом, необходимо также добавить принципы законности и демократичности.
Любое общественное объединение подвергается (или должно подвергаться) контролю. Это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, каждое общественное объединение выступает как субъект права, такой же, как и все остальные субъекты права (граждане, коммерческие юридические лица, государственные органы). В связи с этим ему предоставляются определенные права и оно наделяется определенными обязанностями. Государство заинтересовано в том, чтобы общественные объединения (так же, как и остальные субъекты права) действовали в соответствии с законодательством. Для контроля за соответствием законодательству деятельности субъектов права в той либо иной деятельности создаются соответствующие государственные органы. Такой контроль называется внешним. Отличительной его особенностью является то, что проводится он государственным органом либо иным органом, не связанным организационно с общественным объединением.
С другой стороны, члены общественного объединения также заинтересованы, чтобы оно действовало надлежащим образом. Зачастую такое поведение не закрепляется актами законодательства, а устанавливается документами, принимаемыми самим общественным объединением (уставом, положениями, должностными инструкциями, решениями высших и руководящих органов и т. д.). Для контроля за выполнением положений, закрепленных в названных документах, в структуре общественного объединения формируются специальные органы. Контроль со стороны этих структур называется внутренним, поскольку проводится силами самого общественного объединения.
Таким образом, основным отличием внешнего и внутреннего контроля является статус проверяющих субъектов: во внутреннем контроле это органы самого общественного объединения, а во внешнем иные, главным образом государственные, органы. Однако есть и другие отличия. Так, внешний контроль должен осуществляться за соответствием деятельности объединения законодательству. Это обусловлено тем, что демократическому государству непременно важно, чтобы все субъекты права точно следовали предписаниям, предусмотренным законодательством. В рамках этих предписаний субъекты права вольны делать все, что им захочется. Внутренний контроль осуществляется также и за соответствием деятельности внутренним правилам. Это обусловлено тем, что если для государства предельно важно только то, что субъекты права действуют в границах дозволенного законодательством, то для членов общественного объединения важно также и то, чтобы организация, в создании, деятельности которой они принимают участие, действовала определенным образом. Требования к такой деятельности утверждаются самими членами объединения и выступают в виде устава организации, положений об организационных структурах, должностных инструкций, решений высших и руководящих органов и т. д. Осуществление контроля за соответствием деятельности объединения внутренним правилам не исключает внутреннего контроля и за соответствием деятельности объединения законодательству. Это объясняется тем, что для членов объединения важно не только непосредственно деятельность объединения в соответствии с их представлениями, закрепленными определенным образом, но также и то, что эта деятельность будет осуществляться в соответствии с законодательством. Заметим, что подобное разделение полномочий внешнего и внутреннего контроля в нашем законодательстве закреплено не очень четко, поскольку Министерству юстиции Республики Беларусь (а так же Управлениям юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов) предоставлено право контролировать соответствие деятельности общественного объединения уставным документам.