Глава 7. Политико‑правовой режим

Политико‑правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические .

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной, или общинной, демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города‑ государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико‑правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно‑политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико‑правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим — это политический рг‑жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером‑диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2) наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал‑социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно‑административная система управления.

В современной философско‑политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега‑и‑Гассет, Ф. Хайек и др.). Основное внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)" Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5)создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

Наши рекомендации