Основные задачи развития российской таможенной службы и таможенный кодекс 1993 г.
Во второй половине 1993 г. ГТК России пересмотрел ранее намеченную концепцию развития таможенного дела на ближайшую перспективу. В качестве приоритетных выделили пять программ: обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры; создание эффективной системы таможенных платежей; формирование таможенной статистики внешней торговли; кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы; компьютеризация таможенных органов, их техническое оснащение.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации, с учетом новых задач, стоящих перед ГТК России, пересмотрена структура центрального аппарата и региональных управлений. В комитет вошли: Главный научный информационно-вычислительный центр, Российская таможенная академия с Институтом повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений. Центральная таможенная лаборатория и ряд государственных предприятий.
Продолжалось оснащение техникой служб таможенного контроля. В подразделения поступили металлоискатели, эндоскопы и досмотровые зеркала, приборы для проверки служебных документов, детекторы определения золота в изделиях, детекторы алмазов, тесты и комплекты химреактивов идентификации наркотиков, машины для контроля и подсчета банкнот и др. В таможни направлены десятки сотен автомобилей различных модификаций, оснащение вертолетной техникой, малыми речными и морскими судами. На январь 1994 г. в таможенной системе имелось 127 таможен и 413 таможенных постов, насчитывающих 30 тыс. таможенников.
Важным этапом в развитии теории таможенного дела и таможенного законодательства является выход в свет Таможенного кодекса Российской Федерации и закона РФ «О таможенном тарифе», введенных в действие соответственно 21 мая и 18 июня 1993 года.
В первой статье говорилось: «Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь».
Целью таможенной политики определялось стимулирование развития национальной экономики страны, содействие ее структурной перестройке, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и решению других вопросов экономической политики Российского государства на основе наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации.
Согласно кодексу таможенные органы представляют единую систему, которая состоит из Государственного таможенного комитета РФ, региональных управлений, таможен, таможенных постов. В кодексе определены компетенция таможенных органов, их функции и права, указывается, что «никакие государственные органы, кроме Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов Российской Федерации» (ст. 8). Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства, участвуют в разработке мер экономической политики и содействуют внешнеэкономическим связям. Таможенные органы участвуют также в разработке таможенной политики, содействуют защите государственной безопасности, ведут таможенную статистику внешней торговли. На них возложена подготовка информационных документов в высшие органы власти и иные государственные органы, участие в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело.
Кодекс закрепил положение о том, что таможенные органы являются правоохранительными органами (ст. 8). В связи с этим существенно расширяются их права в решении функциональных обязанностей, как то: борьба с контрабандой, нарушения таможенных правил и налогового законодательства.
Таможенные органы, в соответствии с кодексом, наделялись правом дознания. Таможенные органы, гласит статья 222, являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела.
Таможенный орган в рамках своей компетенции наделялся правом возбуждать уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших (ст. 223). В соответствии с законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации (глава 36, ст. 224–226).
В Таможенном кодексе 1993 г. предусматривались равные права, с одной стороны, таможенников, с другой, субъектов – участников и организаторов внешнеэкономических связей. На превышение прав или несоблюдение законодательства РФ таможенными органами можно подать жалобу в судебные органы.
Принципиально по-новому изложены экономические вопросы. Так например, детализировался механизм таможенных режимов. В их основу заложены экономические методы управления. Если ранее в практике таможенного дела в стране действовали три режима – экспорт, импорт и транзит, то в рассматриваемом документе их пятнадцать: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.