Основные ветви власти и принцип разделения властей
В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.)
Исполнительная власть | Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов (3578 организаций). |
Законодательная власть | Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательная власть включает также Законодательные Собрания субъектов Российской Федерации (82 организации). |
Судебная власть | Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (2643 организации). |
Иное | Органы власти не входящие ни в одну из трёх основных ветвей власти (280 организаций, например, Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Российская Академия Наук РФ и т.д.). |
Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и между собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как «четвертая власть».
Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1787), в конституционных актах Великой французской революции (1789—1794). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.
В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).
Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.
22.Здравый смысл нам подсказывает, что для того, чтобы обладать властью, человек должен держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для другого человека или группы людей, и тем самым создавать их зависимость от него, заставлять действовать согласно его желаниям. Стало быть, в самом общем виде основаниями власти выступают неудовлетворенные активные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других, но на определенных условиях.
С этой точки зрения власть дает все. Существует бесчисленное множество источников, питающих власть. В том числе это такие источники, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в любом властном отношении. Они сообщают власти определенное качество и соответствующий уровень эффективности:
- Сила (или угроза ее применения) способна лишь на грубое принуждение, лишена гибкости, функционально ограничена и свойственна власти низкого качества. Власть, основанная исключительно на силе, относится к разряду «голой власти». Кроме насилия и подавления, у нее нет других «аргументов» в своем праве на то, чтобы властвовать. Но насилие не есть проявление силы власти. Это проявление ее слабости.
- Богатство как источник власти дает нам власть среднего качества и среднего уровня эффективности. Основа этой власти - способность к вознаграждению. Наряду с вознаграждением (позитивные санкции), эта власть включает и принуждение (негативные санкции), которое, в виде реакции на некомфортное поведение объекта власти, принимает форму угрозы уменьшить размер заработной платы, лишить премии, уволить с работы и пр.
- Знания придают власти высшее качество и наибольшую эффективность, т. к. позволяют достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти. Можно убедить людей в их личной заинтересованности принять участие в реализации этих целей. Превратить противников в союзников. Власть знаний - это власть компетенции, профессионализма, которые люди или группы усматривают в тех, кто властвует.
- Авторитет. Власть строится на силе привычки, традиций, культурных ценностей, на принятии данной структуры социальных отношений как уходящей в глубь веков данности (так было, так есть, так будет), структуры, предполагающей границы, за которые не может выйти ни объект, ни субъект власти. Это чувство «долженствования», проявляющееся в привычке поступать так, как принято, воспитывается родителями, учителями, религией, этической системой.
- Закон (в самом широком смысле: как юридически-правовые нормы, закрепляющие право на власть в виде управленческого статуса, руководящей должности и т. д.). В данном случае речь идет о власти, которая зиждется на влиянии, проистекающем из признания другими, вне зависимости от их субъективного восприятия тех, кто властвует, от права последних вводить нормативные распоряжения или отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение.
- Харизма (от греч. charisma - благодать, дар божий) дает нам тип власти, чей авторитет не связан нормами или правилами. Это тип сугубо персонифицированной власти, которая всецело строится на «магии лидера», даже его обожествлении. Власть на харизме - это вождистская власть, принимающая нередко форму культа личности.
- Престиж. Власть основывается на отождествлении или стремлении к отождествлению индивида или группы с другими индивидами или группой, обладающими более высокими позициями на сложившейся в обществе шкале оценок престижности социального статуса, должности и т. д. Чем сильнее идентификация объекта власти с ее субъектом, тем сильнее власть последнего.
Элементы власти
основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья, узлы власти, что расположены у основания пирамиды власти (ее первичные территориальные ячейки, административные подразделения и т.п.). По горизонтали, в зависимости от эшелона власти, возможно выделение параллельно, одновременно существующих подразделений, а также составляющих частей полномочий, прав, ответственности, норм, принципов, средств власти. Проблема Э.в. требует внимательного анализа опыта различных государств.