Геополитика. Основные геополитические концепции
Вопросы:
1. Понятие геополитики. История возникновения геополитической мысли. Классические геополитические модели мира.
2. Формирование новой геополитической модели мира. Геополитические последствия распада СССР, постклассические геополитические модели.
Геополитика – междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государства и характера МО от системы политических, экономических, военных стратегий, обусловленных географическим положением страны и рядом природно-экономико-географических факторов. Ее цель – разработка геостратегии государства (обоснование направлений механизмов в межнациональной деятельности государства).
Идеи о влиянии географической среды на общество высказывались Гиппократом, Аристотелем и Платоном. Отцы-основатели геополитики – Рудольф Челлен, Фридрих Ратцель, Альфред Мехен, Хелфред Маккинбер, Николас Спайкмен.
После Второй мировой войны сформировалось геополитическое деление мира на три группы стран: первый мир (развитые страны с демократией и рыночной экономикой – Западная Европа, Северная Америка, Япония, Австралия), второй мир (страны с коммунистическим режимом и плановой экономикой – СССР, Китай, страны Восточной Европы и Юго-восточной Азии), третий мир (поставщики сырья и дешевой рабочей силы: Азия, Африка, Латинская Америка).
В начале 90-х годов 20 века произошел распад второго мира и его лидера – СССР. Некоторые страны (Чехия, Польша) переходят в первый мир, другие провозглашают себя развивающимися государствами (Украина). В третьем мире появились новые индустриальные страны – Южная Корея, Сингапур. Они по экономическому развитию приближаются к первому миру. Наименее развитые страны Центральной Африки и Азии создают «четвертый мир».
В начале 21 века геополитическая структура мира меняется. По оценкам ученых, мировое сообщество будет многополярным – несколько центров сил: США, объединенная Европа, Китай, Япония, Россия и Индия.
Лекция 20
Государственная политика и управление
В Республике Беларусь
Вопросы:
1. Государственная политика и управление в структуре политического процесса. Этапы, уровни, виды государственного управления. Принятие политических решений
2. Государственная политика РБ в сфере информатизации
Государственное управление рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле - осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию. Это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления с учетом обратной связи. В узком смысле – государственное управление является административной, исполнительно-распорядительной деятельностью госуправления, направленной на регулирование процессов, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, которые осуществляются на профессиональной основе. Деятельность, осуществляемая на профессиональных началах специализированными органами исполнительной власти и должностными лицами.
В англо-американской политической науке категории государственного управления являются обобщающими: описывает рациональное регулирование общественных дел и коллективных ресурсов группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти, опираясь на официальные институты.
Узкое значение понимания госуправления – государственное администрирование. В широком смысле госуправление связывают с проводимой государственной (публичной) политикой.
Природу и специфику госуправления определяют:
1. Субъект управления – государство.
2. Обладание специфическим объемом охватываемых общественных отношений. Решение общих дел, согласование действий граждан, защита совместных интересов.
3. Госуправление обладает характерными способами реализации государственной власти. Методы и средства госуправления имеют комплексный характер – правовые, политические, экономические, методы принуждения и убеждения.
Госуправление занимает ключевое место в структуре политического процесса. Роль госуправления заключается в обеспечении эффективного осуществления полномочий государственной власти на всех уровнях, направленных на качественные и своевременные решения общественно значимых проблем и обеспечение социальной и экономической устойчивости.
Система госуправления включает следующие взаимосвязанные элементы:
1. Функции государства
2. Нормативно-правовая база
3. Ресурсы (человеческие, финансовые)
4. Механизмы взаимодействия внутри системы госуправления и вне системы госуправления
Рациональное функционирование госуправления должно обеспечиваться через эффективное взаимодействие элементов системы по основным составляющим управления: административное управление, экономическое, политическое.
Теория госуправления – междисциплинарная наука, возникшая на стыке политической правовой науки, экономической теории и менеджмента.
Появление теории госуправления как самостоятельного научного направления связано с ученым Вильсоном. Его вклад: он первым предложил в сфере деятельности госаппарата методы, которые до этого применялись только в организации производства, управлении частными предприятиями и бизнесе. Одним из первых поставил вопрос о взаимосвязи госуправления и политического управления. Применил понятие «административная эффективность», поддерживал идею о необходимости подбора госслужащих в соответствии с их профессиональной компетентностью.
Макс Вебер разработал концепцию идеальной бюрократии. Фрэнк Гуднау выдвинул главный принцип госполитики в современных демократических государствах: демократическое управление и эффективное государство. В конце 19 века изучение госадминистрирования становится частью учебных программ ведущих университетов США и Западной Европы. В 1916 в Вашингтоне появился первый Институт правительственных исследований.
1920-30 – подобные центры стали появляться в Европе. Цель центров – изучение административной государственной деятельности, выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности госаппарата.
В 20 веке развивается менеджмент. Во второй половине 20 века развивается политическое управление. Наиболее известные направления в теории госуправления:
1. Классическая школа. Представитель - Тейлор. Что характерно: госуправление анализировалось по аналогии с управлением бизнеса.
2. Школа человеческих отношений. Представитель: Маслоу. Госуправление анализировалось в рамках организационной культуры и психологического климата.
Современный этап в развитии науки о госуправлении связан с переходом на постиндустриальную стадию развития и изменением функций государства. Появляется течение бихевиорализм, структурно-институциональный и системный подход.
Выделяют несколько этапов госуправления, на каждом из которых принимаются определенные государственно-управленческие решения:
1. Этап государственного строительства. Связан с формулированием госполитики. Конституция, законы, референдумы, международные договоры, государственные программы и так далее.
2. Этап исполнительно-распорядительного управления. Связан с реализацией госполитики (административным управлением). Правовые акты главы государства, нормативные и административные акты местных органов власти.
3. Этап оперативного и практического управления. Связан с реализацией административного управления. Решения: национальные, государственные, региональные, отраслевые и межотраслевые программы, постановления, инструкции, законы.
Уровни и виды госуправления в зависимости от масштаба и временных рамок:
1. Стратегическое управление (определение долгосрочной перспективы развития общества)
2. Тактическое управление – кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации цели.
3. Оперативное. Направлено на решение текущих задач и новых проблем, возникающих в процессе управления.
В зависимости от характера взаимоотношения центральной власти и органов административно-территориального управления:
1. Координационное управление (присуще федерациям и конфедерациям)
2. Субординационное, характерно для унитарных государств.
В зависимости от административно-территориального деления:
1. Национальный уровень, представляющий все общество.
2. Региональный уровень – комплексное развитие территории.
3. Местный уровень.
Ядром госуправления является государственная политика, а ее ядром выступает процесс принятия управленческих решений.
Управленческое решение – социальный акт, выбор определенного варианта политического действия, осуществленный центром принятия решений в пределах его компетенции и должностных полномочий на основе обладания информацией, имеющий директивное значение, направленный на достижение поставленных целей, затрагивающий базовые ценности и коренные интересы основных социальных групп и политических акторов, зависящих от власти.
Главные принципы госполитики РБ:
1. Планомерность
2. Последовательность
3. Постепенность
4. Преемственность
Госполитика информатизации – политический процесс, целенаправленный, комплексный, организованный совместной деятельностью институтов государства с участием институтов гражданского общества по установлению общегосударственных приоритетов информатизации, направленный на обеспечение устойчивого прогрессивного развития общества и создание перехода Беларуси к информационному обществу, основанный на системе законодательств.
Теоретиков методологической основы госполитики в сфере информатизации РБ, ее политико-правовое обеспечение и механизмы рассмотреть самостоятельно. Источник: Е.М. Ильина «На пути к информационному обществу: государственная политика информатизации Республики Беларусь», Минск, 2010.