Понятие политических технологий. Современные избирательные технологии

Вопросы:

1. Понятие и тип политической технологии

2. Проблема антитехнологии в политическом процессе

3. Приемы технологий в избирательной кампании

Два подхода:

Ученый Мельников определяет политическую технологию как совокупность научно обоснованных, честных, профессиональных и эффективных методов политической борьбы и разделяет политические технологии на две группы:

1. Непосредственные политические технологии (методы, которые не нарушают законы государства и нравственные законы общества)

2. Грязные политические технологии, антитехнологии. Нарушают либо законы государства, либо против норм морали.

С точки зрения Антанович:

1. Маркетинговые технологии. Политическая реклама, связи с общественностью, имиджмейкерство, которые формируются в соответствии с динамикой политического рынка и направлены на убеждение.

2. Мобилизационные технологии. Агитация и пропаганда. Связаны с информационным контролем над людьми, ориентированы на придание определенной направленности политическим действиям.

Политическая реклама – платное однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое СМИ через другие каналы связи, которые агитируют в пользу какого-то товара, марки, фирмы, кандидата, правительства. Форма направленного безличного обращения к человеку, который в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелен на создание позитивного образа политического товара (кандидат или его программа).

Политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга и выполняет следующие функции:

1. Привлечение внимания

2. Информирование

3. Убеждение

4. Побуждение к действию

Политическая реклама возникла вместе с возникновением политики и государства, когда политики вынуждены были пойти на контакт с массами.

Принято считать, что эпоха политической рекламы в современном смысле слова началась в 1950-х годах. На президентских выборах 1952 года в США команда Эйзенхауэра подготовила серию кинороликов.

Классификация политической рекламы:

Классификационный критерий Виды политической рекламы
По каналу восприятия Визуальная (плакаты, листовки, буклеты, уличные щиты, публикации в СМИ); аудиореклама (записи на радио); аудиовизуальная (теледебаты)
По используемым методам и приемам Примитивная реклама - видеоролики, видеопередачи. Сюда примыкает «говорящая голова» - кандидат выступает по поводу важной социальной проблемы, дает оценку происходящему. Ознакомительная реклама - информация дает о кандидате степень общего характера. Применяется в отношении кандидатов-новичков. «Правдоподобное кино» - о политике снимается документальный фильм реалиях его жизни. «Личные свидетельства» - блиц-опрос среди знакомых кандидата. «Нейтральный репортер» - репортер приводит факты о личности кандидата, разбавляет фактами о деятельности оппонента, предлагает сделать выбор. Негативная реклама – дискредитация своих оппонентов
Зависимость от цели Реклама, сфокусированная на решение определенной проблемы, аудитория сегментируется (для людей наиболее интересна информация, которая касается их жизни) Реклама-поддержка – известные актеры, писатели, спортсмены призывают голосовать за определенного кандидата Реклама, построенная на контрасте – направлена на дискредитацию соперников Реклама, основанная на использовании юмора – различные проблемы общества представляются в юмористическом ключе
По форме Аудиовизуальные способы Печатные Прямая почтовая реклама Сувениры Компьютерные формы политической рекламы

Связи с общественностью – существует более 500 определений пиара. Это особые функции управления, которые способствуют установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, сотрудничества между организацией и общественностью для решения различных проблем и задач. Пиар-технологии нацелены на разъяснение существующих проблем, обеспечение благоприятной атмосферы в обществе для реализации своих действий, на завоевание и сохранение авторитета.

Три подхода к пониманию пиара:

1. Альтруистический – пиар как искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанная на правде и полной информированности. Основные принципы пиара: открытость информации, взаимные выгоды реципиента и коммуникатора, уважительное отношение к общественности

2. Компромиссный. Пиар – усилия, направленные на гармонизацию в соответствии с интересами общественности, убеждение общественности изменить свое отношение или свои действия.

3. Прагматический подход. Пиар – специализированная, профессионально организованная деятельность по адресному управлению состоянием общественного мнения в определенной сфера именно ненасильственными средствами.

Считается, что термин «пиар» впервые употребил Джефферсон в 1907. Одним из основателей пиара является американский журналист Айви Ли. Он в 1907 опубликовал «декларацию о принципах», манифест профессионалов по связям с общественностью.

Типология пиара по областям применения:

1. Public offer – обслуживание связей с общественными и государственными организациями

2. Имиджмейкерство

3. Взаимоотношение со СМИ

4. Работа с кадрами и персоналом

5. Управление кризисными ситуациями

6. Общественная экспертиза

7. Презентации, лотереи

Имидж – проявление основных черт политика и восприятие их широкой аудиторией. Имидж кандидата включает качества личности, биографическую легенду, политическую и идеологическую составляющую. Выделяют две технологии создания портрета идеального кандидата:

1. «температурная» методика (самостоятельно)

2. Методика «китайского портрета»

Функции имиджа:

1. Идентификация – узнаваемость

2. Идеализация политика, желаемое выдается за действительное

3. Противопоставление

В политологической литературе выделяют несколько типологий имиджа:

1. Шварценберг: а) спаситель отечества (театральный аналог – герой, овеянный славой); б) отец нации (театральный аналог – царь-батюшка, строгий, но справедливый); в) обаятельный тип (аналог – улыбчивый, веселый человек); г) свой мужик (простак).

2. Пачепцов: а) хозяин (наводит порядок везде, имидж выгоден в определенный период времени - Лужков); б) генерал-рыцарь (зол по отношению к врагам, добрый к сторонникам, обладает командирским голосом и наказывает виновных – Лебедь); в) молодое дарование (неординарное поведение – Немцов); г) старец, мудрец (последний в спорах, к нему обращаются для легитимации решений – Горбачев); д) бунтарь-одиночка (неординарный – Жириновский); е) денежный мешок (Гусинский, Прохоров).

Агитацию и пропаганду рассмотреть самостоятельно.

Политическая антитехнология – система нечестных способов достижения несущественного или ближайшего результата любыми, включая аморальные, средствами. Игнорируются общие и долгосрочные последствия принимаемых решений. По направлению грязные технологии делятся на:

1. Направленные непосредственно на одну из сторон избирательной кампании (элементы программы, имидж)

2. Направленные на противодействие и нейтрализацию аналогичных действий

Сложность и разнообразие применений антитехнологий зависит от профессиональных качеств менеджера. Примеры антитехнологий: раздражающая агитация, навешивание ярлыков, срыв публичных выступлений, компромат, подкуп избирателей, запугивание, клонирование кандидатов и др.

Разработка и проведение избирательных кампаний включает экспертизу политической ситуации, перспективное и краткосрочное прогнозирование, разработка сценариев, социально-психологические исследования, разработка стратегии предвыборной кампании и ее проведение, организация наблюдения за ходом выборов.

Различный характер избирательных кампаний определяется тремя факторами:

1. Личность самого кандидата

2. Политическая ситуация в стране

3. Стратегия и тактика самой избирательной кампании

Выделяют следующие критерии профессионализма организаторов избирательной кампании:

1. Соблюдение профессиональной этики

2. Компетентность, признаваемая коллегами в профессии

3. Компетентность, признаваемая пользователями услуг консультантов

4. Опора на научные теоретико-методологические подходы

5. Наличие профессиональной ассоциации, которая занимается подготовкой кадров и повышением квалификации.

Понятие профессиональной этики включает:

1. Не преследовать корыстных личных целей и не претендовать на государственные посты в случае победы кандидата

2. Не скрывать от кандидата истинных шансов на победу

3. Не придавать огласке сведения пикантного характера

Социологические исследования (фокус-группы), публичные социологические опросы, квартирные социологические опросы, телефонные опросы, экспертные опросы.

Технологии проведения пикетов – закон о собраниях, митингах и уличных шествиях. Наружная политическая реклама (плакаты, щиты, реклама на транспорте, транспаранты, вывески, надписи на стенах, сувенирная реклама – книги, календари, значки).

Технологии прямой рассылки, технология кампании «от двери к двери», технология агитации на радио и телевидении, информационной пропаганды и контрпропаганды, интернет.

Лекция 17

Наши рекомендации