Демократическая политическая система. Сущность и модель демократии
Цель лекции: раскрыть сущность и рассмотреть ключевые модели и атрибуты демократической политической системы.
Вопросы:
1. Сущность и формы демократии
2. Классические современные виды демократии
3. Гражданское общество и правовое государство как атрибут демократической политической системы
Демократия – власть народа. Впервые термин использован Геродотом (5 век до нашей эры) для характеристики такого устройства полиса, где правят многие. Две основные формы:
1. Прямая: граждане сами участвуют в подготовке к принятию и обсуждению политических решений, контроле за их осуществлением: античная, общинная, средневековая демократия.
2. Представительная (репрезентативная) – граждане делегируют свои права избираемыми представителями.
Впервые демократия возникла в Древней Греции (5 век до нашей эры). Афинская республика – исторически первая форма прямой демократии. Золотой век афинской демократии – период Перикла. Прямая демократия была в Древнем Риме республиканского периода; средневековых городах, наделенных правом самоуправления (11-15 век).
Поздние этапы феодализма, появляются первые представительные органы – парламент. В новое время возрождается интерес к демократии, появляется либеральная (Лок, Джефферсон) и коллективистская (Руссо) трактовки демократии. В настоящее время демократию рассматривают не только как тип режима, но и как идеал общественного устройства, форму устройства любой организации, в основании которых лежат принципы равноправия, выборности и принятия решений большинством.
Основные характеристики демократии как идеала общественного строя:
1. Юридическое признание и реальная реализация народного суверенитета
2. Выборность и периодическая сменяемость высших должностных лиц и законно установленные процедуры смены власти.
3. Равенство всех граждан на участие в управлении государством, то есть наличие реальных политических прав.
4. Принятие решений по большинству, при этом исключение диктата большинства над меньшинством.
5. Всеобщие равные права граждан, взаимная ответственность личности и государства.
Линкольн: «правление для народа от народа посредством народа». Политическая демократия – одна из форм власти, которая характеризуется провозглашением принципа подчинения большинства меньшинству и признанием свободы равноправия всех граждан. Форма организации политической системы на основе конкурентного выбора населением той или иной альтернативы общественного развития.
Однако современные формы демократии не являются идеальными. Черчилль: «демократия – плохая форма правления, но человечество не придумало пока ничего лучшего».
Модели демократии:
1. Индивидуалистическая (либеральная). Основывается на идее автономии личности, ее первичность в отношении к народу, выделение личности из общества и государства. Главная задача – создание институциональных и правовых гарантий индивидуальной свободы. Личность – главный источник власти, права личности всегда приоритетны перед правами государства, а государству отводится роль «ночного сторожа».
2. Коллективистская модель демократии. Отрицает автономию личности, выступает за первичность народа в осуществлении власти, за абсолютную власть большинства, приоритет большинства над меньшинством и отдельной личностью, за прямые формы народного волеизъявления.
3. Плюралистическая модель демократии. Реальным творцом политики является не личность или народ, а заинтересованная группа, так как именно в группе и в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценности, мотивы политической деятельности. Демократия – тип организации власти в условиях ее распыления между различными силами, соревнования различных групп.
4. Демократия участия (партиципатная). Основная идея – граждане должны исполнять функцию по управлению государством на всех уровнях политической системы. Право гражданина на уклонение от участия в политике исключается. Уравнивание профессионалов и непрофессионалов в управлении государством.
5. Элитарная модель демократии. Демократия – конкуренция между двумя и более группами элит за власть на регулярных выборах. Главная проблема – отбор квалифицированных политиков. Народ обладает в политике ограниченными функциями, граждане только избирают промежуточные институты, которые формируют правительство. А затем полностью устраняется от управления государством.
6. Модель рыночной демократии. Власть – аналог экономической системы, в которой происходит обмен «товарами». В роли этих товаров выступают политические идеи, программы, имиджи лидеров. Продавцы – субъекты власти, которые меняют свои ресурсы и статусы с привилегиями на поддержку покупателей. Покупатели – электорат. Голосование – «покупка», «инвестиция».
7. Сообщественная (консоциальная) модель демократии. Лейпхарт – разработчик данной модели. Предусматривает представительство интересов меньшинства, которое лишено свободного доступа власти, через следующие механизмы: а) создание коалиционного правительства с участием партий, представляющих основные слои общества; б) пропорциональное представительство; в) обеспечение автономии группами по решению собственных проблем; г) представление парламентским группам права вето на принятие окончательных решений.
8. Модель электронной демократии.
Гражданское общество и правовое государство. 15 марта 1994 года – Конституция РБ. Статья 1 определяет РБ как унитарное демократическое социально-правовое государство.
Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, которое защищает свободу личности и подчиняет власть воле суверенного народа. Теория правового государства была заложена Джоном Локом, Джефферсоном и Кантом. Термин «правовое государство» появился в 19 веке в трудах немецких юристов - Велькер, Моль. Важными этапами к правовому государству стали Конституция США (1787) и Конституция Франции (1789) – впервые закрепили некоторые положения правовой государственности. Признаки:
1. Верховенство права
2. Правовое равенство
3. Признание и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина, их защиты со стороны государства.
4. Взаимная ответственность личности и государства
5. Принцип разделения власти
6. Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и реализации законов.
Социальное государство. В послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства. Социальное государство – государство, стремящееся к утверждению социальной и экономической справедливости, обеспечению достойных условий жизни граждан, примерно равным возможностям для их реализации. Социальное государство опирается на широкую социальную базу и проводит активную социальную политику.
Формирование правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества. Долгое время в истории общественно-политической мысли понятия государства и общества не разграничивались. В эпоху Просвещения в рамках теории общественного договора формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование разграничения государства гражданского общества – Веллер.
Гражданское общество – система относительно независимых от государства и самостоятельных социальных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и групп и для удовлетворения частных интересов и потребностей. ГО имеет сложную структуру и включает институты: семьи, церкви, профессиональные творческие объединения, движения, партии, организации. В ГО, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи. Отношения конкуренции и солидарности между свободными равноправными партнерами. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры. Решение общественных проблем осуществляется путем компромиссов между обществом и государством. Без государства гражданское общество существовать не может, а государство без гражданского не является демократическим. Если гражданское общество выражает наши частные интересы и потребности, то государство как выразитель воли всего народа призвано примирить и совместить их.
Лекция 7. Модуль 2