Политическая власть. Теория властных отношений
Цель лекции: раскрыть сущность феномена политической власти и легитимного господства.
Вопросы лекции:
1. Природа политической власти. Вариативность концепций власти
2. Структура власти. Ресурсы и основания, типы и формы власти
3. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства
Власть – одна из важнейших политологических категорий, она неразрывно связана с политикой. Особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества, глубинным источником которого является неравенство.
Власть – ассиметричное волевое отношение, это реальная способность изменить поведение объекта власти желаемым для субъекта образом с помощью определенных средств вопреки желаниям объекта и несмотря на его сопротивление (определение Вебера). Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других.
Власть – способность влиять на политические или иные процессы, обладание приоритетом в определенных решениях (свое определение).
Концепция власти:
1. Реляционная (отношения) (Вебер)
2. Поведенческая (бихевиоралистская)
3. Системная (Парсонс)
4. Структурно-функциональная
5. Коммуникативная
6. Натуралистическая
7. Марксистская
Смотреть приложение №2.
Структура властного отношения:
1. Субъект и объект власти (индивидуальный и коллективный; институционально оформленный)
2. Приказ
3. Подчинение
4. Нормы и правила (в их рамках действуют подчиняющий и подчиняемый)
5. Источники, основания и ресурсы власти
Источники (основания) власти:
1. Физическая сила (страх)
2. Знания, информация, опыт (авторитет)
3. Богатство (интерес)
4. Занимаемое положение (авторитет, убеждение)
5. Организация (привычка, убеждение, идентификация)
Источники власти – объективные и субъективные условия, которые служат причиной неоднородности и социального неравенства (в обществе). Задействованные источники власти превращаются в основания власти. Основания власти – совокупность значимых фактов жизнедеятельности общества, используемых одними людьми для подчинения других.
Идентификация как одна из причин подчинения – власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. Субъект власти воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
Элвин Тоффлер
«Метаморфозы власти» (1990). Сила – богатство – знания.
Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
В своей работе приходит к выводу, что метаморфоза власти с точки зрения ее источников заключается в следующем:
1. Переход от власти на основе насилия (примитивная власть) к власти на основе богатства.
2. И от власти на основе богатства – к власти на основе знаний.
Ресурсы власти являются производными от оснований власти и отражают сам процесс властвования. Ресурсы власти – любые реальные или потенциальные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Ресурсом властного влияния может быть все:
1. Личностные (красота, физическая сила, ум)
2. Административно-силовые (вооруженные силы, оружие, милиция/полиция, органы безопасности, суд и прокуратура)
3. Административно-правовые, организационные (должность)
4. Социально-политические (численность населения, повышение или понижение социального статуса населения, медицинское обслуживание, престиж образования)
5. Материально-экономические (деньги, полезные ископаемые, собственность, ценные бумаги)
6. Культурно-информационные (информация и знания, институты культуры, науки и образования, язык)
Механизм реализации власти
1. Господство
2. Руководство
3. Организация
4. Управление
5. Контроль
Типология власти
Классификационный критерий | Типы власти |
По ресурсам | Экономическая, социальная, информационная, принудительная |
По субъектам | Автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации) |
По функциям органов власти | Законодательная, исполнительная, судебная |
По степени институционализации и типу организации | Формальная (деятельность государственных институтов) и неформальная власть (лидерство в неформальных движениях, руководство демонстрацией), легальная и нелегальная |
Политическая власть – конкретно-исторический, специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти
1. Универсальность (распространение своих действий на всех членов общества)
2. Легальность (законность, право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства)
3. Суверенность (обязательность решений данной власти для всего общества и для других видов власти)
4. Публичность (всеобщий безличный характер власти как от имени всего общества)
5. Моноцентричность (единый центр принятия решений)
6. Многообразие ресурсов
Соотношение политической и государственной власти:
Политическая власть – государственная – общественная
Государственная – высшая форма политической власти, по своим функциям подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Реализуется посредством монопольного права государства на издание законов, особого аппарата управления и принуждения, который является относительно обособленным от общества и работает на профессиональной основе. Автор определения - Монтескю
Общественная – формируется специализированными общественными институтами (профсоюзы, общественные организации, СМИ), принимаемые решения отличаются локальным характером, имеют силу только в рамках соответствующего института, эти решения не являются обязательными для государственных институтов и органов государственной власти.
Политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью. Политика – причина власти, власть – причина политики.
Функции власти рассмотреть самостоятельно.
Формы власти
1. Сила
2. Принуждение
3. Побуждение
4. Убеждение
5. Манипуляция (худшая)
6. Авторитет