Демократический политический режим: характерные черты, условия функционирования.
До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному липу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т. д. Современные демократии, а они существуют примерно в тридцати пяти странах, обладают рядом общих черт и структурных атрибутов:
1) общераспространенной законностью, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и на том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. «Суверенный» народ участвует
в контроле над властью вместе с бюрократией, группами интересов и средствами массовой коммуникации. Сама демократическая система институтов контролируется сложным конституционным устройством и судебными инстанциями;
2) конкурирующей политикой. Главными при демократии являются честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить передачу воли народа с ее последующим исполнением;
3) наличием политических партий - основного механизма, облегчающего процессы формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;
4) гражданскими, политическими и социальными правами. Демократия, как сложная форма взаимоотношений власти и граждан, представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических и стабильных обществах.
Вопрос 36.Современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему не зависимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчинен-ность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких институтов, как семья, церковь и т. д. Третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагаетсформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений.
37. Государство: сущность, общие признаки, структура и функции. Таможенный кодекс РФ о таможенных органах как государственном институте.
Государство –политическая общность, имеющая определённую структуру, определённую организацию политической власти и управления социальными процессами на определённой территории.
Признаки гос-ва:
1. наличие органов государственной власти, государственного аппарата, особой системы органов учреждения, организации управления всеми сферами жизни общества.
2. монополия на принудительную власть
3. суверенность - наивысшая власть по отношению к другим
4. право на осуществления внутренней и внешней политики
5. наличие определённого политического порядка
6. монопольное право на взимание налогов(в целях формирования бюджета)
Элементы гос-ва:
1. народ
2. политическая власть
3. территория(функции:
-заботы о территориальной целостности
-о гос. Границе
Задачи:
1. обеспечение безопасности страны, прав и свобод граждан.
2. обеспечение стабильности общества
Государство- политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление жизни общества.
Функции государства:
1. внутренние
-обеспечение правопорядка, законности, защиты прав человека
-защита конституционного строя
-консолидация общества
-экономическая функция гос-ва
внешние(важнее)
-обеспечение национальной безопасности
-развитие взаимовыгодного сотрудничества
-отстаивание государственных интересов на международном уровне
-решение глобальных проблем человечества.
Типология государств:
-по гос.режиму
-по приоритетным функциям(социальные, экономические, политические)
-по отношению к религии
Социальное государство обеспечивает:
-движение к утверждению в обществе социальной справедливости
-ослабление социального неравенства
-предоставление каждому человеку работы или других средств к сущетвованию
-сохранение мира и согласия в обществе
-формирование благоприятной для человека жизненной среды
Правовое гос-во.
-верховенство права
-максимальная гарантия прав и свобод
-равенство всех перед законом
-принцип разделения властей и ответственности гос-ва и народа друг перед другом
По формам правления делятся на: монархии и республики.
Монархия-символ единства нации и незыблемости её политической системы.
Традиционная сфера деятельности монарха-представительство страны за рубежом.
Конституционная монархия-власть монарха ограничена конституцией или законами, а так же действующими законодательными и исполнительными органами власти. Власть реально принадлежит главе правительства, избираемого депутатами.
Абсолютная монархия – управление осуществляется не редко без конституции(Бруней, Саудовская Аравия).
Дуалистическая монархия – монархи осуществляют исполнительную власть, а парламенты -законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт).
Республика.
Президентская республика:
-президент - глава гос-ва и правительства
-правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом
-президент назначает правительство
-президент и парламент избираются на отдельных выборах
Полупрезидентская республика:
-президент-глава гос-ва, разделяет исполнительную власть с главой правительства
-правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом
-президент не отвечает за действия правительства
Парламентская республика:
-президент-глава гос-ва
-исполнительная власть- глава правительства
-правительство ответственно перед парламентом
-выборы проводят одновременно
-правительство назначается парламентом
-возможность совмещения парламентского мандата и министерского портфеля
-глава правительства - главная власть
Национально-территориальная организация.
Унитарные – единые гос-ва, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти.
Федерации – гос-ва, которые имеют в своем составе государственные образования, обладающие определенной самостоятельностью.
Двойная система судебная, правовая, гражданская.
Конфедерации – рыхлые объединения гос-тв, но очень быстро распадаются в определённые исторические периоды.
По отношению к религии.
Светские и духовные (духовные – Иран, Пакистан)
Новые тенденции в развитии современных гос-в:
- Процессы создания правового гос-ва.
- Демократические ограничения суверенитета гос-в (например, экологические проблемы)
- Децентрализация и развитие самоупр-я
- Интеграция
- Необходимость общей идеи, общность идеологии
- Сокращение бюрократического аппарата