Согласно этим взглядам,например, египетскийфараонсчиталсяземным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, азаходит в свой вечныйгоризонт, становится богом Озирисом.
В законах вавилонского царя Хаммурапи записано: «Бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми».
Теологических взглядов на происхождение и сущность государства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христианством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один — папе римскому, другой — королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором — независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти. Теория «Москва —- Третий Рим» тоже есть проявление божественного обоснования власти русского царя.
Ныне продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право). Источниками этого права являются прежде всего священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откровения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право — это не только история, но и наша действительность.
Патриархальная теория. Согласно этой теории государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Представителями этой теории были Аристотель, Кон-66
фуций, русский социолог и теоретик народничества И, Михайловский и др. Р. Фильмер с помощью этой теории обосновывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библейского патриарха Адама, которому от бога дана не только отеческая, но и королевская (царская) власть над своим потомством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов — к королям. Эта теория является антиисторической. В действительности же, как мы видели, вначале возникает род, а семья складывается гораздб позднее в силу упорядочения отношений полов и в связи с изменениями в производственной сфере.
Договорная теория. В соответствии сэтой теорией государство возникло в результате договора междулюдьми для обеспечения их общей пользы, общих интересов.Зачаткиэтойтеории встречаются уже удревних мыслителей(греческие мыслители Эпикур,Микофон, Тразимах. китайскийМо Цзы). В классическомвиде эта теориясложилась в XVII— XVIII вв. и тесносвязана с теорией естественногоправа. Представители этойтеории — Т. Гоббс, Д. Локк,Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, в России — А. Н. Радищев.
Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной, монархии (Т. Гоббс), другие — для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо).
Представители этойтеории исходили из того, что государству предшествует естественноесостояние людей,которое понималось по-разному.Т Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех, Людиэгоистичны, недоверчивы,но все равны, каждыйимеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе.Люди находятся в постоянной" вражде, страхе, нет местатрудолюбию, таккак плодытрудане гарантированы от захвата.Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона,ибо нет общей власти.Познав же разумом естественный закон,который гласит, чтокаждыйдолжен добиватьсямира. людизаключают договор и создают новую форму общения — государство.При этом они отказываются от части своихестественных прав в пользумонарха,которыйи представляетобщую власть, держит людей о страхе и направляетих к общему благу.
^ 67
Ж.-Ж. Руссо рисуетестественное состояние как«золотойвек» человечества, всеобщегосчастья. Вес равны,свободны,нет частнойсобственности и государства.Причины возникновения государстваРуссо видитв способностях человека ксовершенствованию и порченравов. Человек изобретает и совершенствует орудия труда,переходит к металлическим орудиям, к оседлости, к земледелию.Появляется частная собственность, которой способствует не толькоповышение производительности труда;но и порча нравов, результатомчего сталзахватбезнравственными членами общества общественной земли и т.д. Появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил длязащиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться,установитьправила справедливости и мира. На основе общего соглашения — договора — создается новая ассоциация людей — государство.
Руссо во многом приблизился к историческому объяснению происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо делает из своих взглядов революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии.
Следует отметить, что идеи общественного договора не утратили своего значения и в наше время. Призывы к общественному договору, общественному согласию раздаются и сейчас. Что же касается теории, то она во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, даже как вымысел, фикцию.
Теория насилия. Согласно этой теории государство есть результат войн и насильственных действий. По теории внешнего насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) частная собственность, классы и государство есть результат завоевания одних племен другими, более сильными и воинственными. Племя победителей присваивает их землю, собственность, затем принуждает побежденных работать на себя, платить дань, чо-дати. Вследствие такого насильственного соединения племен
возникает деление на классы, племя завоевателей становится господствующим классом.Принудительный аппарат, который создают завоеватели, превращается в государство.
Е. Дюринг считалпервичным в возникновении частной собственности и государства принуждение, насилиеодной части общества по отношению к другой (теория внутреннегонасилия). Экономическиеже факторы у него носятвторичный характер.
Насилие само по себе неможет создать ни собственности, ни классов. Оно можетсыграть определеннуюроль лишь в перераспределении ужевозникшей частнойсобственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудийтруда является производителем и болеесовершенного оружия.Однако насилие, завоевание,бесспорно, может быть фактором,который способен ускоритьвозникновение государства, еслиобществоужесозрело для этого,достигло определенногоуровня развития. Заметим, что завоевание территорийДревнего Рима древними германцамиускорило возникновение упоследнихгосударства.
В заключение отметим,что здесьрассмотрены далеко нс все теории происхождениягосударства. Можно назвать и такие теории, как психологическая,органическая и до.