Типология политического лидерства и его функции.
Три типа политического лидерстваВеберапо характеру их внутреннего оправдания:
- рационально-легальное — в силу авторитета рациональных установлений и правил; В основе находится целерациональное действие, а мотивом подчинения (в данном случае повиновения
законам, а не личности правителя) служат соображения интереса.Такая легитимизация власти присуща современным западным обществам, которым свойственно признание главенства формально-правового начала. В основе – бюрократия.
- традиционное — на основе авторитета исконных нравов и извечного закона; Базис традиционного типа господства — действие, соответствующее традиции, а мотивы подчинения образуют привычки, обычай, глубокое уважение к
законам-установлениям и самим властителям, которые необходимо дополняются верой в их священность.
- харизматическое — оправдание авторитетом. В реальной политической жизни, как правило, легитимности присущ
смешанный характер. Харизматическому типу господства присущ аффективный тип социального действия (основанного на эмоциональном переживании), для которого необходимы необыкновенные личные качества (магические способности, особый дар речи, сила интеллекта и духа и т.п.); благодаря им человек выделяется из общей массы, становясь ее лидером и подчиняя своей воле.
К.Ясперс, анализируя действия современных политических лидеров, выделяет:
1) Лидеров – «выразителей ситуации или минутного веления многих, с изменением которых они исчезают»;
2) Лидеров – демагогов, излишне опирающихся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем на деле.
3) Лидеров силового плана, обладающих фактической властью.
Ю.Дженнингсделит лидеров на «суперменов», «героев», и «принцев»:
1) «суперменом» он называет великого человека, который ломает старые порядки, создает новые ценности;
2) «героем» - лидера, посвятившего себя значительным и благородным целям;
3) «принцем» - лидера, деятельность которого мотивируется главным образом стремлением господствовать над другими людьми, любыми путями добиваться власти.
Р.Такер, исходя из отношения лидера к базовому мифу (культурной модели, которая господствует в обществе), выделяет:
1) лидера – консерватора;
2) лидера - реформиста;
3) лидера – революционера.
М.Дж.Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров:
1) знаменосца (или великого человека) - отличает собственное видение действительности;
2) служителя - политика, который стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев;
3) торговца, характеризующегося способностью убеждать;
4) пожарного, оперативно реагирующего на возникающие проблемы.
на различиях в стилях лидерства.(Лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на побуждение активности и инициативы последователей);
по характеру деятельности.(Лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляется постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах);
по содержанию активности.(Различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий. И лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице);
Функции политического лидера:
Предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией (экономической и политической), в которой им приходится действовать:
1) Аналитическая функция - всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий;
2) Функция разработки программы действий - большую роль играют личностные качества политического лидера: решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;
3) Новаторская функция означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур;
4) Коммуникативная функцияотражает весь спектр потребностей и интересов людей как в программах политических лидеров, так и в практической деятельности;
5) Организаторская функция связана с мобилизацией народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь;
6) Координационная функция направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений;
7) Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия.