Формы государственного правления и государственного устройства.
Многообразие государств имеет различия в формах правления и государственного устройства.
Форма правления представляет способ организации верховной государственной власти, процедуру образования ее институтов, степень участия населения в их формировании. Кроме того, для более полного и корректного определения формы правления необходимо учитывать, в пространстве какого типа политической системы – тоталитарной, авторитарной, демократической – она функционирует.
В зависимости от положения главы государства в системе власти формы правления подразделяются на монархии и республики. В монархии власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица – монарха, являющегося главой государства, как правило, по праву наследования престола. Монархии имеют определенные признаки:
• власть передается по наследству;
• не зависит от воли населения;
• осуществляется бессрочно.
Монархические формы правления бывают неограниченными (абсолютными), которые характеризуются полновластием одного лица-монарха (например, Бруней, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия), и ограниченными (конституционными), когда сфера полномочий, компетенция монарха ограничена выборным представительным органом законодательной власти (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Кувейт).
При республиканской форме правления глава государства является выборным и сменяемым, его власть производна от воли избирателей или представительного органа.
Республика характеризуется:
• выборностью и сменяемостью власти;
• зависимостью власти от воли избирателей.
По тому, как формируется правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают президентские, парламентские и смешанные (полупрезидентские) республики. В президентской республике (США, Бразилия, Венесуэла, Боливия) существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти и их значительная самостоятельность. Президент избирается непосредственно народом либо коллегией выборщиков, одновременно является главой государства и правительства. Президент назначает правительство, руководит им, и оно несет ответственность перед ним.
Парламент не имеет права вынести правительству вотум недоверия, а глава государства не располагает правом роспуска парламента. Президент обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, а последний имеет возможность ограничивать действия президента и правительства как с помощью принимаемых законов, так и через принятие бюджета страны. Кроме того, парламент может в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента начать процедуру досрочного отстранения от власти – импичмент. Характерной чертой парламентской республики (ФРГ, Италия, Индия, Израиль, Турция) является формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним. Главой государства выступает президент, однако исполнительная власть сосредоточена у правительства и его руководителя. Роль президента ограничивается представительскими функциями.
Президентско-парламентская республика, или смешанная (Австрия, Ирландия, Польша, Франция), отличается двойной ответственностью правительства перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент непосредственно избираются народом. Президент назначает главу правительства и министров без согласия с парламентом, но с учетом расклада политических сил в нем. Он председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и, таким образом, контролирует его деятельность. В свою очередь парламент имеет возможность контролировать правительство через ежегодное утверждение бюджета и путем вынесения вотума недоверия.
Государства бывают простые, или унитарные, и сложные по своему территориальному устройству. Простые, или унитарные (Беларусь,Великобритания, Испания, Польша), которые делятся лишь только на административно – территориальные единицы. Данные государства отличает единая конституция, правовая и судебная система, единое гражданство. Сложные государства складываются из нескольких государств или государственных образований, пользующихся различной мерой самостоятельности. Они создаются как на территориально-административной (США), так и на национально-территориальной (Россия) основе. Примерами сложных государств являются федерации и конфедерации.
Федерация представляет собой устойчивое и долговременное объединение ее субъектов (штатов, провинций, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью.
Такая форма государственного устройства характеризуется двойной системой высших органов власти, наряду с федеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации, единым гражданством, единой денежной единицей. К федеративным государствам относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Германия, Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США и др.
Конфедерация представляет собой временный союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Конфедерация не имеет общего центрального государственного аппарата и единой системы законодательства, в силу чего не обладает суверенитетом. В современном мире конфедерации уже не существуют.
В истории существовали и такие специфические формы, как империи и протектораты. Отличительными чертами империи являются: обширная территориальная основа, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Протекторат представляет собой опеку слабого государства со стороны сильного, ведущую к потере суверенитета первого (например, протекторат Великобритании над Египтом с 1914 г. по 1952 г.).
В последнее время появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, получившая название содружество государств (например, Содружество Независимых Государств).
Государства различаются по типам. Типология государств представляет собой специфическую классификацию, отражающую исторически изменяющуюся их сущность. В основе понимания типа государства лежат два подхода: формационный и цивилизационный.
Критериями формационного являются экономический
и социальный базис, характер общественного строя, основа власти. В соответствии с этим выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип государства. Цивилизационный подход базируется на социокультурных критериях: национальном, религиозном, психологическом и др. В зависимости от этого выделяют цивилизации: египетскую, китайскую, западную, буддистскую, исламскую и т.п.
По отношению к религии государства подразделяются на светские и религиозные (Иран, Пакистан).
Вместе с тем в современных условиях существует ряд государств, которые без существенных оговорок не могут быть отнесены ни к одному из обозначенных типов. Поэтому необходимо учитывать смешанные типы государств в переходные периоды, деформации государства. Например, правомерно говорить о государстве переходного типа по отношению к некоторым, ранее относившимся к социалистическому типу (Беларусь, Россия, Украина и др.). В зависимости от обеспечения прав и свобод человека, рациональности устройства в развитии государства выделяют такие глобальные этапы, как традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникали преимущественно стихийно и существовали на основе обычаев и устоявшихся норм. Власть над подданными здесь не была институционально ограничена и отсутствовало равноправие среди граждан. Типичным примером традиционных государств выступают монархии.
Конституционный этап связан с появлением первых конституций и завершается формированием демократического правового государства. Он характеризуется юридической очерченностью полномочий государства и наличием институциональных гарантий прав и свобод человека.
Правовое государство представляет собой форму организации и деятельности государственной власти, которая ограничена правом, подчинена воле суверенного народа и призвана охранять основные права и свободы личности. Деятельность такого государства несовместима с беззаконием, субъективизмом и своеволием в политической, экономической и социальной сферах общественной жизни. Отличительными признаками правового государства выступает:
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• подчинение праву государства и его органов;
• верховенство законов во всех сферах общественной жизни;
• гарантии прав и свобод человека;
• взаимная ответственность государства и личности;
• высокий уровень политической и правовой культуры общества.