Модели демократии. Демократический режим
Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионность самого вопроса о том, что составляет сущность демократии. Следует признать, что в современной политической науке нет единой теории демократии. В середине XX в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие "демократия". Тогда было дано несколько десятков определений. Сегодня же можно насчитать пятьсот пятьдесят трактовок демократии. Среди них есть и те, которые указывают на "обрезанные" формы демократии, которые сводят ее только к процедуре проведения альтернативных выборов.
Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. Зависимости, как понимается воля народа, в политологии различают Идентитарные и конкурентные теории демократии.
Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего, подобная трактовка демократии берет начало из теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в "социалистической практике". Негативными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.
Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля, основой для согласия считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанной. Идея конкурентной демократии конкретизируется в либеральных и плюралистических теориях демократии.
Либеральная концепция демократии основана на парадигме автономии личности и ее первичности по народу, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть в результате находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможности участия всех граждан в управлении, в то время, как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудно осуществимой для низшего класса общества.
Современные трактовки демократии могут быть сведены к двум интерпретаций ее сути, американские политологи К. Джанда, Дж.Берри и Дж.Голдман определили эти подходы как процедурный и субстанциальный .
Процедурный подход исходит из того, что демократия - это форма правления, и акцентирует внимание на процедурах, которые позволяют народу проявить свою волю (выборы, митинги, собрания общественности). Эти процедуры указывают на то, кто участвует в принятии важных решений, как учитывается каждый голос и сколько голосов необходимо для достижения решения. Соответственно выделяются критерии демократии: универсальная политическое участие, политическое равенство ("один человек - один голос", принцип большинства) .
Эти принципы распространяются как на прямую, так и на представительную демократию. Относительно последней сторонники процедурного подхода настаивают на четвертом принципе - принципе реагирования (отклика) власти на общественное мнение .
Субстанциальный подход фокусирует внимание на том, что делает выбрана власть, видя сущность демократического правления в государственной политике в сфере обеспечения свобод и прав личности. Сторонники этого подхода указывают на существенный недостаток первой теории - правительство обязано делать то, что требует большинство. Но возникает вопрос: как обеспечить права меньшинств (религиозных, этнических и др.), согласно субстанциальной моделью, главным критерием демократии является политика правительства, которая гарантирует свободы (свободу вероисповедания, свободу выражать собственное мнение) и права граждан, в том числе право на отсутствие дискриминации по каким признаков. В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике (непосредственное участие либо через какую-то группу), в пределах процедурного подхода выделяют несколько теорий демократии.
Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии, правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, выбирать мудрых и компетентных, вновь перебирая их или отказывая им в доверии.
Слабым моментом этой теории является извечное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.
Теория партисипаторного демократии (демократии участия) . Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипатрнои демократии или демократии участия, сама теория, разработанная в 60-х pp. XX в. была достаточно популярной среди идеологов левых партий и движений.
Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия в этой трактовке - это правление народа, но который действует через конкурирующие групповые интересы.
Эта теория включает в себя следующие положения:
общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;
группы являются главными субъектами политики, пытаются повлиять на власть;
признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;
в обществе существуют различные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и т.п.;
политическая воля народа, выраженная в решениях власти, является компромиссом между различными групповыми интересами;
государство выступает как нейтральный арбитр между группами интересов, которые соперничают, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.
Теория полиархии . Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - это полиархии (с греч. Arhe - суверенитет, начало, роlи - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому надо приближаться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.
Полиархия как политический режим включает в себя:
политическую конкуренцию и участие;
политический плюрализм;
право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;
политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;
право оппозиции оспаривать решение правительства;
свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.
Теория консенсуальный демократии . У политологов большой интерес вызывает концепция консенсуальный демократии, разработанная А. Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решений, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мнению ученого, может быть эффективной в многосложных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же, как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов.
Теория элитарной демократии . Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии, основоположниками минималистских трактовок демократии, которые развиваются в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии , в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом предоставления их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей, таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.
Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Характерные черты:
? избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;
? наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
? разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
? многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почвесуществующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
? принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
? отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия функционирования демократического режима:
? наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
? отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;
? наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
? наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
? гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.
Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.
Под демократией понимается тип государства, в котором политическая и правовая системы политический режим, построены ни принципах народовластия, свободы и равенства. Формирование демократического государства является целью и идеалом развития любого цивилизованного общества.
В реальной политической борьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических нрав и свобод. Развитие представительной демократии ионию
по двум направлениям:
1) расширение избирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличение числа представительных органов;
2) создание системы гарантий демократии процесс формирования гражданского общества и правового государства.
Важнейшей составной частью развития демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют и современную демократию: избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав; всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решением большинства; непрерывный общественный контроль и др.
Демократия – это не просто многообразие взглядов и мнений, это – система правления. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты нрав и свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идея народного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии. Следует раскрыть такие важнейшие принципы демократии, как парламентаризм; выборность, сменяемость органов власти; их ответственность перед обществом; власть закона, равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии; политический плюрализм и др.