Понятие социального обеспечения
Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению
Развитие помощи нуждающимся многие историки-исследователи связывают с периодом распространения христианства. Например, с 10 века на Руси нищелюбие и милостыня стали считаться благодеянием. В дальнейшей российской истории можно выделить 6 основных этапов становления системы социальной деятельности:
1 этап – 1551 год по 1725 год – формирование и реализация идеи государственного призрения;
2 этап – 1725 год по 1796 год – формирование системы общественного призрения;
3 этап – 1796 год по 1917 год – совершенствование системы общественного призрения и частной благотворительности;
4 этап – 1917 год по 1918 год – переломный момент, возврат к модели государственного призрения;
5 этап – 1918 год по 1991 год – становление и реализация советской модели социальной деятельности государства;
6 этап – 1991 года по настоящий момент – формирование современной российской модели социальной защиты населения.
Понятие социального обеспечения
В содержание данного понятия входят:
- гарантии по охране труда, здоровья граждан, установле
ния минимального размера оплаты труда, охрана окружающей
среды; - социальное обеспечение.
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.
Содержание экономической функции составляют:
а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,
б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла
гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де
тей,
в) денежная помощь малоимущим гражданам,
г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле
карственная помощь и т. п.).
Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.
Демографическая функция направлена на воспроизводство населения, необходимого для нормального развития страны.
Задача социально-реабилитационной функции - восстановление общественного статуса нетрудоспособных и других социально ослабленных групп населения.
Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государства.
Общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.
В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;
- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;
- социальная помощь малоимущим со стороны государства.
Предмет права социального обеспечения
Предметом права социального обеспечения являются следующие виды общественных отношений.
1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.
2-я группа - отношения по поводу так называемых «натуральных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение за счет государственных средств, обслуживание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).
3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на социальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.
Второй субъект права социального обеспечения - государственные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, министерств обороны и внутренних дел и др.
Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, могут участвовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределительных отношений и в новых социально-экономических условиях.