Дни памяти: 29 октября / 11 ноября, октябрь 30 / 12 ноября
Прмц. Анастасия Римляныня |
Сия мученица жила в Риме – главном городе империи. Преподобномученица Анастасия[3] Римляныня в младенчестве (в возрасте 3 лет) лишилась родителей, и ее взяла под свое покровительство настоятельница женского монастыря, София. Игумения воспитала Анастасию в горячей вере, в страхе Божием и послушании. Достигнув юности, она стала очень красивой, так что многие знатные римляне желали взять ее в жены, но она решила посвятить себя Богу и также принять монашество, видя лишь в этом смысл своей земной жизни. Но плотская похоть, ныне клеветнически названная любовью, эгоистична по сути и «влюбленные», отвергнутые ею, написали на нее донос властям. В то время началось гонение на христиан императора Декия (249-251). Градоначальник Проб, по велению императора, приказал привести к себе святую Анастасию. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидавши сие, сильно убоялись и, отворивши другие двери со противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:
- Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегла из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взяв трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока[4].
Благословленная на страдальческий подвиг за Имя Господне своей старицей-наставницей, юная мученица
Анастасия смиренно вышла навстречу вооруженным воинам. Проб, увидев ее молодость и красоту, пытался
сначала лестью соблазнить ее и заставить отречься от веры Христовой: "Зачем ты губишь свои годы, лишаясь наслаждений? Что за прибыль отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Поклонись нашим богам, будешь иметь благородного мужа, жить в славе и почете". Святая твердо ответила: "Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие - Господь мой Иисус Христос, и страхом мучений ты не отлучишь меня от Господа!" Начались жестокие пытки. Святая страдалица мужественно переносила их, славя и воспевая Господа. Однажды, когда она подвергнута была колесования (она была привязана к утыканному лезвиями колесу, которое, вращаясь, разрывало ее тело), колесо вдруг остановилось, а святая чудесным образом была исцелена, представ вновь целой и невредимой. Во время ее мучений некий человек, именем Кирилл (имя персидское и значит «солнце») поил ее водой, а когда был замечен, то тут же обезглавлен. В ярости, ибо святая не переставала громко молиться и славить Бога, палачи отрезали ей язык. Народ, видя бесчеловечные издевательства над святой, вознегодовал, и правители города вынуждены были прекратить пытки, обезглавив мученицу. Тело святой Анастасии было брошено за городом на съедение диким зверям, но Бог не допустил глумления над святыми останками. Игумения София, извещенная Господом в явлении Ангела, нашла истерзанное тело преподобномученицы и с двумя помощниками-христианами (игумения нашла тело, будучи одна и думала о том, как она похоронит свою духовную дочь. И в этот-то момент и явились двое неизвестных, которые помогли ей предать тело Анастасии земле) предала его земле.
Почитание
Так как в царствование Диоклетиана пострадала также великомученица Анастасия Узорешительница, и в ряде древних агиографических произведений отсутствует четкое разделение сведений об Анастасии Римляныни и Узорешительнице (называемых соответственно Старшей и Младшей), трудно с точностью увериться в принадлежности мощей, изображений и посвященных им храмов.
В ряде источников Константинопольского происхождения память святой Анастасии Римляныне отмечается 12 / 25 октября, но в большинстве византийских календарей память ей содержится под 29 октября / 11 ноября.
На Руси наиболее раннее свидетельство почитания Анастасии Римляныни - упоминание ее памяти под 29 октября / 11 ноября в месяцесловах Архангельского Евангелия 1092 года и Мстиславова Евангелия конца XI - начала XII века. Однако память ей 29 октября / 11 ноября отсутствует в древнейших списках Студийско-Алексиевского Типикона 1034 года, она появляется в списках данного устава со 2-й половины XIV века. В Минеи служба преподобномученице Анастасии Римляныне включена была в конце XIV века. В 1-й половине XII века на Руси был осуществлен перевод 1-й редакции нестишного Пролога, в которой краткое житие святой приводится под 12 / 25 октября, а 29 октября указывается только память ей. Во 2-й редакции нестишного Пролога, сформировавшейся на Руси к началу XIII века, под 29 октября / 11 ноября вместо жития Анастасии Римляныни содержится краткое житие Анастасии Узорешительницы, а под 30 октября / 12 ноября помещено житие Анастасии Солунской, которое тождественно по содержанию житию Римляныни, за исключением указания места кончины мученицы. В Великих Минеях Четьих под 29 октября / 11 ноября кроме проложных житий включено пространное житие Анастасии Римляныни, озаглавленное как "Житие Анастасии Солунской". На начало XXI века календарь греческих Церквей указывает память только Анастасии Римляныни 29 октября / 11 ноября, тогда как календарь Русской Православной Церкви 30 октября / 12 ноября отмечает также память Анастасии Солунской.
Мощи
В описи 1680-1681 года Благовещенского собора Московского Кремля упоминается ковчег с частицей мощей Анастасии Римляныни.
В 1860 годах архиепископ Волынский Модест (Стрельбицкий) привез в Житомир дар Антиохийского Патриарха Иерофея – главу св. Анастасии Римляныни. По смерти своей он завещал её Житомиру. Заступивший на Волынскую кафедру архиепископ Антоний (Храповицкий) позаботился, чтобы глава святой «явилась открытою для всех христиан Волынского края». И в 1903 году с разрешения Св. Синода глава св. преподобномученицы была торжественно перенесена в кафедральный Житомирский Преображенский собор. В том же году архиепископ Антоний, исполняя волю покойного владыки Модеста, открыл в цокольной части собора Свято-Анастасиевский храм – над могилами архиепископов Модеста и его предшественников Агафангела и Тихона. Именно тут и были положены мощи святой в роскошной кипарисовой раке, оббитой серебром. В 1935 году Свято-Анастасиевскую церковь закрыли и осквернили, а мощи таинственно исчезли. Но в 1941 году, когда храм был открыт опять, глава святой возвратилась. После войны храм снова закрыли, а мощи исчезли при таинственных обстоятельствах. Весной 1999 года в Житомире был открыт женский монастырь Анастасии Римляныни.