Отличительные признаки партии

Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией.

Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие» сформировали отличительные признаки партии.

- Первым признаком политической партии является то, что это организация, т.е. достаточно устойчивое во времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от фракции, клики, клиентелы, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

- Вторым признаком является наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

- Третий признак – существование конкретной цели завоевания и осуществления власти.

Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Последние не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на те, оставаясь в тени.

- Четвёртый признак – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.

По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Политические партии в их современном понимании заметно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. В силу своей организованности партии оказались гораздо эффективнее по сравнению с отдельными парламентариями в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.

Партии как новая политическая реальность возникают при достижении обществом определённого уровня зрелости, а, возникнув, сами становятся доминирующим фактором политической жизни.

      Функции  
         
         
         

Прежде всего, политические партии обобщают и согласовывают интересы определенных групп общества. Затем эти интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах, избирательных платформах и т.п. Каждая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы, является их представителем на политической арене. Некоторые партии стремятся подчеркнуть свою социальную базу и в названии, например: Селянская партия Украины или партия предпринимателей и промышленников Украины. Но, как правило, каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы. Это отражается и в самом названии многих партий - народные, национальные и т.д. Функция социальной интеграции выражается в следующем. Выдвигая тот или другой набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Партии заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров. Одновременно партии способствуют политической социализации граждан, формированию у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, преодолевая дефицит информированности, разъясняют рядовым гражданам ситуацию, сложившуюся в обществе. Борьба за власть - это и признак политической партии, и ее главная цель и, одновременно, и функция. Именно в ходе борьбы за власть вырабатываются установки партии, формируются ее лидеры, идеологические и пропагандистские кадры. Механизм межпартийной борьбы за власть не позволяет партиям "топтаться на месте", жить с старым багажом. Партии вынуждены чутко и оперативно реагировать на сдвиги, происходящие в стране и в мире. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы (в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы и в исполнительный аппарат государства). В разных политических системах по-разному проявляется функция разработки и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от позиции конкретной партии по отношению государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию. В этом случае партия стремится к власти, прежде всего для того, чтобы изменить само государство. Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства. Партия может выступать также в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.





Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий. В этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность. Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции. В таком случае партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее, в основном, зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточенны широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.

Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно, если она располагает абсолютным большинством в парламенте. Возможные другие функции и другие основания для их классификации. Мир политических партий чрезвычайно многообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.

Структура представляет собой наиболее синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.).

В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.

Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства.

На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

Кадровые партии

Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было ещё ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего, буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли повлиять на избирателей.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.

Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика.

Комитет имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путём кооптации, и не стремится к расширению своих рядов.

Комитеты представляют собой сплочённые, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение.

Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании программы.

Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: активизируется в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.

Деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам.

В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной выплатой членских взносов. Это дало основание назвать такие партии кадровыми.

Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своём являются именно кадровыми партиями.

Массовые партии

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа.

Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счёт членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств.

Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления.

М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.

2.2.1. Социалистические партии

Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

2.2.2. Коммунистические партии

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию.

Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

2.2.3. Фашистские партии

Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими:

- вертикальные связи;

- централизация власти;

- жёсткая структура.

Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии.

Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.

Наши рекомендации