Отличительные признаки партии
Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией.
Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие» сформировали отличительные признаки партии.
- Первым признаком политической партии является то, что это организация, т.е. достаточно устойчивое во времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от фракции, клики, клиентелы, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.
- Вторым признаком является наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
- Третий признак – существование конкретной цели завоевания и осуществления власти.
Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Последние не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на те, оставаясь в тени.
- Четвёртый признак – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии.
По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Политические партии в их современном понимании заметно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. В силу своей организованности партии оказались гораздо эффективнее по сравнению с отдельными парламентариями в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.
Партии как новая политическая реальность возникают при достижении обществом определённого уровня зрелости, а, возникнув, сами становятся доминирующим фактором политической жизни.
Функции | ||||
Прежде всего, политические партии обобщают и согласовывают интересы определенных групп общества. Затем эти интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах, избирательных платформах и т.п. Каждая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные группы, является их представителем на политической арене. Некоторые партии стремятся подчеркнуть свою социальную базу и в названии, например: Селянская партия Украины или партия предпринимателей и промышленников Украины. Но, как правило, каждая партия стремится объединить по возможности широкие слои общества и представлять различные социальные группы. Это отражается и в самом названии многих партий - народные, национальные и т.д. Функция социальной интеграции выражается в следующем. Выдвигая тот или другой набор властных притязаний, партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Партии заменяют стихийные формы общественно-политической активности населения формами формализованными, подверженными контролю со стороны своих лидеров. Одновременно партии способствуют политической социализации граждан, формированию у них свойств и навыков участия в отношениях власти. Партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, преодолевая дефицит информированности, разъясняют рядовым гражданам ситуацию, сложившуюся в обществе. Борьба за власть - это и признак политической партии, и ее главная цель и, одновременно, и функция. Именно в ходе борьбы за власть вырабатываются установки партии, формируются ее лидеры, идеологические и пропагандистские кадры. Механизм межпартийной борьбы за власть не позволяет партиям "топтаться на месте", жить с старым багажом. Партии вынуждены чутко и оперативно реагировать на сдвиги, происходящие в стране и в мире. Серьезное внимание в деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других структур политической системы (в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы и в исполнительный аппарат государства). В разных политических системах по-разному проявляется функция разработки и осуществления политического курса. Объем и эффективность выполнения этой функции зависит от позиции конкретной партии по отношению государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает к насилию. В этом случае партия стремится к власти, прежде всего для того, чтобы изменить само государство. Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определенного правительства. Партия может выступать также в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве и в различных органах управления в качестве партнера других партий. В этом случае, обладая частью власти, партия несет за нее определенную ответственность. Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной коалиции. В таком случае партия обладает большой долей власти и ответственности, от нее, в основном, зависит осуществление государственной власти, в ее руках сосредоточенны широкие возможности реализации собственных вариантов решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берет на себя монопольную ответственность за осуществление государственной власти, особенно, если она располагает абсолютным большинством в парламенте. Возможные другие функции и другие основания для их классификации. Мир политических партий чрезвычайно многообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны, однако они имеют целью более глубокое проникновение в природу партий и их возможности.
ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ
Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.
В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы – функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д.
Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни.
Структура представляет собой наиболее синтетический компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т.д.).
В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе.
Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства.
На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.
Кадровые партии
Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было ещё ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего, буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли повлиять на избирателей.
Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.
Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика.
Комитет имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путём кооптации, и не стремится к расширению своих рядов.
Комитеты представляют собой сплочённые, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение.
Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании программы.
Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: активизируется в преддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.
Деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам.
В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной выплатой членских взносов. Это дало основание назвать такие партии кадровыми.
Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своём являются именно кадровыми партиями.
Массовые партии
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа.
Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счёт членских взносов.
Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств.
Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления.
М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический, фашистский.
2.2.1. Социалистические партии
Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.
2.2.2. Коммунистические партии
Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию.
Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.
2.2.3. Фашистские партии
Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими:
- вертикальные связи;
- централизация власти;
- жёсткая структура.
Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии.
Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.