Механизмы рекрутирования элит
Рекрутирование является одним из наиболее важных механизмов функционирования политической системы, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций. Важной сущностной характеристикой рекрутирования является то, что данный процесс обеспечивает преемственность элиты, а также дальнейший отбор и назначения на специфические элитные позиции.
СИСТЕМА РЕКРУТИРОВАНИЯ
Для системы гильдий характерны:
Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.
Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).
Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.
Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.
Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:
Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.
Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.
Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.
Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.
Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).
Информационные технологии
Информационное воздействие – это упорядоченная система мероприятий по блокированию процесса получения, обработки и обмена информацией, частичному или комплексному внедрению дезинформации.
Особенности информационно-политических технологий:
1. Во-первых, информационно-политические технологии в своем воздействии всегда направлены на построение в сознании избирателя программируемых циклов надлежащего восприятия информации и соответствующей деятельности как реакции на получаемые установки.
2. Во-вторых, в отличие от избирательных технологий, официально разрешенных к применению в процессе проведения предвыборных кампаний, информационно-политические технологии применяются на протяжении всего процесса борьбы за власть, который, в свою очередь, не ограничивается хронологическими рамками периода подготовки и проведения выборов.
3. В-третьих, основанием информационно-политических технологий является их функционирование в пространстве принятия решений.
4. В-четвертых, система информационно-политических технологий представляет собой сложную структуру, которую составляют две основные подсистемы. К первой относятся конструктивные (созидательные, креативные) технологии; ко второй – деструктивные (разрушительные).
Классификация:
• абсолютно недостоверная информация;
• недостоверная информация с элементами правдоподобия;
• правдоподобная информация;
• достоверная информация с элементами неправдоподобия;
• абсолютно достоверная информация.
Информационно-политические технологии и конструктивного, и деструктивного характера можно также классифицировать в соответствии с таким признаком, как интенсивность воздействия на сознание личности. Они разделяются на технологии высокой интенсивности, умеренной и низкой интенсивности информационно-психологического воздействия.
Высокий уровень интенсивности воздействия информационных потоков, как правило, обусловлен низкой частотой повторяемости информации, то есть когда необходимый эффект требуется обеспечить в чрезвычайно короткие сроки. Умеренная интенсивность информационно-психологического воздействия находит свое применение при обычных условиях. Низкая интенсивность воздействия информационных потоков используется, как правило, при наличии длительного промежутка времени, предшествующего моменту, к которому необходимо достичь нужного результата.
Политическое влияние СМИ в основном заключается в том, что обычно они сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Поэтому нередко можно наблюдать явно предвзято скорректированную информацию, которую СМИ доводят до аудитории. Разумеется, средства массовой информации используют ряд принципов, чтобы достичь привлечения внимания публики: приоритетность и привлекательность темы для населения; неординарность (сенсационность) информации и новизна фактов . Именно средства массовой информации с помощью информационно-политических технологий трансформируют и преломляют информационные потоки, преобразовывая сообщение и моделируя вариант его принятия, осмысления и дальнейшую реакцию получателя информации.