Политические партии как институт гражданского общества

В политологии до сих пор нет общепризнанного определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Являясь элементом гражданского общества, партии в процессе борьбы за власть обретают статус института политической системы. Двойственная природа партий предопределяет их положение: они выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством.

Характер взаимосвязи политики и управления

Достаточно сравнить исходные посылки специалистов (указаны ниже) по теории управления с тем, что говорилось о политике, чтобы прийти к однозначному выводу о неразрывности политики и управления и рассматривать данные посылки специалистов-управленцев как своего рода исходную основу программы теоретических и практических изысканий в области политического управления

Чтобы детальнее прояснить суть вопроса и более наглядно представить, как сочетаются политика и управление, обратимся к общим проблемам теории управления. управление - это:

1. во-первых, функция, элемент сложных систем (в том числе социальных, общественных), обеспечивающих поддержание режима деятельности, упорядочение структуры, способов функционирования и развития системы:

2. во-вторых, воздействие на общество, осуществление стихийно -путем самонастройки (рынок) - или с помощью общественных институтов (субъектов управления) специальных акций;

3. в-третьих, определение программ и целей деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация и контроль исполнения:

4. в-четвертых, содержание, механизм, границы и цели управления, зависящие от общественно-политического строя, политического режима, конкретно-исторических условий;

5. в-пятых, не только деятельность специальных институтов, но и участие в этом процессе рядовых граждан;

6. в-шестых, управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям и в других сферах (т.е. чисто политического управления не бывает, оно призвано решать экономические, социальные, духовные проблемы).

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, то есть в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

Избирательные технологии

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за опре­деленного кандидата называется избирательной технологией. Главная особенность избирательных технологий – нацеленность их на включе­ние социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.

Вплоть до середины XX в. избирательные кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые хотели бы помочь действующим политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, чувство ответ­ственности, желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и из­бирательных технологий.

Избирательные технологии в руках профессионалов становятся достаточно сильным оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения. Однако это ста­новится возможным только в том случае, если избирательные техно­логии используются комплексно, в соответствии с научно обосно­ванной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение политических соперников, а также реальные процессы, происходящие в массовом сознании.

Опыт российских кампаний продемонстрировал несколько наиболее часто используемых моделей избирательных технологий выборной борьбы. Среди них можно выделить:

· рыночную (кандидат или избирательное объединение рассматриваются как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя различные методы рекламы и пропаганды),

· административно-командную, (главный ресурс – реальная власть, поэтому пользователями такой модели могут стать лишь кандидаты или избирательные объединения, обладающие властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти)

· организационно-партийную (основной упор делается на работу региональных организационных структур того или иного избирательного блока или партии. Здесь главный ресурс избирательной кампании - организация),

· неструктурированную (были присущи начальному этапу демократизации в нашей стране, основной ресурс такой кампании - сам кандидат, который чаще всего и планирует и исполняет все агитационные акции).

Технология проведения избирательной кампании условно включает три стадии:

- предварительную,

- основную

- заключительную.

Основная стадия состоит из 3 этапов:

1. Выдвижение и регистрация кандидата. Эта процедура определяется региональными и федеральными законодательными актами по проведению выборов в регионе.

2. Анализ структуры электората и определение целевых групп.

3. Разработка предвыборной программы и платформы включает ряд этапов:


- Выявляются существующие в обществе, конкретном избирательном округе, проблемы.

- Определяются пути и методы решения этих проблем.

- Разрабатываются программы.

Наши рекомендации