Сущность и функции политической идеологии.
БИЛЕТ №1
Парламентская монархия.
Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему государству (Испания, 1981 г.). Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:
парламент избирается народом;
правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);
в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания).
Заполните таблицу: ТУРЦИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Унитарное централизованное государство | Многопартийная? | Президент Абдулла Гюль Премьер-министр РеджепТайипЭрдоган |
БИЛЕТ №2
Характеристика формы политического правления Республики Беларусь.
РБ явл. унитарным демократ.социальным правовым гос-вом.
Президентская республика. Президент избирается народом и наделен широкими полномочиями во всех сферах гос. управления (издает декреты, имеющие силу закона; определяет структуру Правительства; подписывает законы, принятые Парламентом; является Главнокомандующим Вооруженными силами и др.). Гос. власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Зак. власть принадлежит двухпалатному Парламенту (Нац. собрание РБ).
Исп. власть осуществляет Правительство (Совет Министров РБ), возглавляемое Премьер-министром. Премьер-министр назначается Президентом с согласия нижней палаты Парламента. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.
Судеб.власть принадлежит Конституционному Суду, судам общей юрисдикции (Верховный Суд, областные суды и Минский городской суд, районные, городские и военные суды) и хозяйственным судам (Высший Хозяйственный суд, областные хозяйственные суды и хозяйственный суд г. Минска) и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.
Конституция страны принята в 1994. Действует с изменениями и дополнениями, принятыми на общенациональных референдумах 1995.05.14 (рус.языку придан равный статус с бел. языком, Президент наделен правом распускать Парламент, назначать новые выборы), 1996.11.24 (принята новая редакция конституции, закрепившая переход к президентской форме правления) и 2004.10.17 (исключено ограничение на количество избраний одного и того же лица Президентом).
БИЛЕТ №3
Заполните таблицу: ФРГ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Симметричная федерация | Двух с половиной партийная | Бундестаг, Бундесрат | Президент Кристиан Вульф; Канцлер Ангела Меркель. |
БИЛЕТ №6
Заполните таблицу: ЯПОНИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская монархия | Унитарное централизованное государство | Многопартийная (двухпартийная) | Парламент, кабинет министров, император | Император Акихито; премьер-министр ЁсихикоНода |
БИЛЕТ №7
Понятие политики.
В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.
В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики.
Политику можно определить как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
2. Основные этапы становления политической науки.
Первые представления о политике формируются по сути с начала становления самого общества, т. к. сама власть выступает объективным признаком существования общества. Первые материализованные источники относятся к началу писанной истории-10-12 тысяч лет назад. Для этого периода характерна религиозно-мифологическая трактовка политики, при которой любая власть понималась как явление от бога, а любое событие исходящее от власти, как угодное богу независимо от его морально-этического содержания. В середине 1-го тысячелетия до н.э. происходит рациональное переосмысление политики. Она понимается как продукт человеческой деятельности, как и создаваемые политические институты – прежде всего гос-во. В трудах Аристотеля, Платона уже присутствуют обобщенные выводы о политических тенденциях, используется категориальный аппарат, рассматривается структура общества, особенности свойств государства. Для этих периодов в общем характерно то, что понятия общества и государства рассматривались как тождественные. Революционный прорыв в развитии науки в 16 в. связан с именем Николы Макиавелли, который впервые обособил государство и общество, указав на различные ценности, принципы существования и деятельности, нормы и традиции господствующие в них. С этого момента развитие политических учений приобретает ускоренный темп, и в новое время возникает множество различных концепций трактующих политику, политические отношения, общей чертой которых является полное сведение политического знания и учения о государстве.
3. Дайте определение:
АОЛИТИЗМ – безразличное отношение к политике или неучастие в ней. Проявляется в нежелании участвовать в политических кампаниях, читать газеты, смотреть телепередачи на политические темы.
ПРОТЕКЦИОНИЗМ – государственная политика, осуществляющая защиту национальной экономики от иностранной торгово - экономической экспансии.
Заполните таблицу: США.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Суперпрезидентская республика | Федерация асимметричная | Многопартийная (двухпартийная) | Президент Барак Обама |
БИЛЕТ №8
Экологические-
1)“Озоновая дыра”. 2)Истребление лесов. 3)“Парниковый” эффект (глобальное потепление).
4)Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
5)Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
6)Освоение космоса и мирового океана.
Экономические-
1)Продовольственная проблема. 2)Полюса развития: “С-Ю”. 3)Проблема пределов экономического роста. 4)Истощение ресурсов. 5)Экономический глобализм.
Социальные- *1)Демографическая проблема. 2)Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...). 3)Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). 4)Этнические, конфессиональные конфликты.
Политические- *Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
Духовные-*Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
*Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
*Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
*Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
3. Дайте определение:
БЛОК ПАРТИЙ – соглашение, объединение государств, политических партий, общественно-политических организаций, добившихся общих целей.
ПРОПАГАНДА – информация, формирующая убеждение; распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев и формирования позиции относительно тех или иных акций, институтов, политических ценностей, строя в целом.
Заполните таблицу: ЛИТВА.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентско-президентская республика | Унитарное централизованное государство | многопартийная | Президен, кабинет министров, Однопалатный сейм | Президент: Даля Грибаускайте Премьер-министр: АндрюсКувилюс |
БИЛЕТ №9
Унитарное государство.
Унитарное государство – форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.).
В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на территории всей страны. В отдельных случаях в состав УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими чертами: единой конституцией, системой органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Оно практически не предоставляет входящим в него территориально-политическим образованиям самостоятельности, автономии. Политическое управление осуществляется из центра с применением довольно жестких методов и средств. Всякая попытка модернизации системы регионального и местного управления подавляется центральными органами государственной власти как несоответствующая общим установлениям.
Пресс несвободы, жесткой централизации, всеохватного контроля за всеми сторонами общественно-политической жизни на местах сковывает инициативу, порождает безответственность мест, ибо критерием их деятельности считается верность центральным властям и безропотное проведение центральной политики теми средствами и механизмами, которые указывает центр. Поэтому унитарное государство и его центральные государственно-политические органы формируют послушных, нетворческих, безынициативных руководителей и управленцев, которые не способны самостоятельной политической деятельности. В целом унитарное государство сдерживает социальный прогресс, поэтому ему на смену приходят более совершенные формы государственного устройства.
Заполните таблицу: ФРАНЦИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы власти | Высшие должнос. лица |
Президентско-парламентская | Унитарное децентрализованное государство | многопартийная | Президент Николя Саркози; премьер-мин. Франсуа Финьён |
БИЛЕТ №11
Заполните таблицу: УКРАИНА.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Президентско-парламентская республика | Децентрализованное унитарное государство | Многопартийная | Верховная рада, президент | Президент Виктор Янукович; премьер-министр Николай Азаров |
БИЛЕТ №12
Заполните таблицу: ЮАР.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Децентрализованное унитарное государство | Президент Джейкоб Зума |
БИЛЕТ №13
Заполните таблицу: ИСПАНИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Конституционная парламентская монархия | Федеративное асимметричное государство | Многопартийная | Король, председатель правительства | Президент: Хуан Карлос I Председатель правительства: Хосе Луис Родригес Сапатеро |
БИЛЕТ №14
БИЛЕТ №15
Политический либерализм.
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше.
Ключевые моменты:
-общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам.
-верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения.
Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения
Либерализм как самостоятельное идеологическое течение, сформировался на базе политической философии английских просветителей Д.Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце ХVII-ХVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства.
С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному Отечеству и универсальных прав человека.
БИЛЕТ №16
БИЛЕТ №17
Заполните таблицу: ИТАЛИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие орг. власти | Высшие должнос. лица |
Парламентская республика | Децентрализованное унитарное государство | двухпартийная | Президент Джорджо Наполитано Премьер-министр Марио Монти |
БИЛЕТ №19
Заполните таблицу: ПОЛЬША.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентско-президентская республика | Унитарное централизованное государство | Многопартийная | Президент, Сенат и Сейм | Президент БрониславКоморовский, премьер-министр Дональд Туск |
БИЛЕТ №20
Заполните таблицу: ИНДИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Ассиметричная федерация | Многопартийная | Президент, национальный конгресс | Президент Пратибха Патил; премьер-министр Манмохан Сингх. |
БИЛЕТ №21
Заполните таблицу: КАНАДА.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская монархия Вестминстерского типа | Асимметричная федерация | многопартийная | Королева, генерал-губернатор, сенат | Королева: Елизавета II; генерал-губернатор: Дэвид Джонсон |
БИЛЕТ №22
Понятие политики.
В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.
В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей. Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти одного класса над другим, одной социальной, группы над другими, одной личности над массой и т п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы.
Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть — первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики.
Политику можно определить как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Заполните таблицу: КИТАЙ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Асимметричная федерация | Многопартийная под гегемонией КПК | Председатель Ху Цзяньтао; премьер Госсовета Вэнь Цзябао |
БИЛЕТ №23
БИЛЕТ №24
БИЛЕТ №25
Заполните таблицу: ФРАНЦИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие орг. власти | Высшие должност. лица |
Президентско-парламентская | Унитарное децентрализованное государство | многопартийная | Президент Николя Саркози; премьер-мин. Франсуа Финьён |
БИЛЕТ №26
БИЛЕТ №27
БИЛЕТ №28
Парламентская республика.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности; осуществляет контроль над правительством и, в случае необходимости, может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях. Примерами парламентских республик являются ФРГ, Италия, Израиль, Чехия, Латвия, Эстония.
3. Дайте определение:
КОМПРОМИСС – способ разрешения политических конфликтов путем взаимных уступок; достигается при четком определении предмета спора, осознании пределов уступок, оформлении итогов достигнутого компромисса.
ЛОЯЛЬНОСТЬ – верность законам и уважение к власти.
Заполните таблицу: РОССИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Президентско-парламентская республика | Асимметричная федерация | Классическая многопартийная | президент | Президент: Д. А. Медведев Премьер-министр: В. В. Путин |
БИЛЕТ №29
Парламентская республика.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности; осуществляет контроль над правительством и, в случае необходимости, может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов, критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях. Примерами парламентских республик являются ФРГ, Италия, Израиль, Чехия, Латвия, Эстония.
2. Классификация глобальных проблем современности.
Глобальные проблемы современности - это комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Эти проблемы носят комплексный характер, т.е. в исследовании глобальных проблем должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания: как общественно-гуманитарные науки, так и естественные, и технические.
Учитель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.
Экологические-
1)“Озоновая дыра”. 2)Истребление лесов. 3)“Парниковый” эффект (глобальное потепление).
4)Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.
5)Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.
6)Освоение космоса и мирового океана.
Экономические-
1)Продовольственная проблема. 2)Полюса развития: “С-Ю”. 3)Проблема пределов экономического роста. 4)Истощение ресурсов. 5)Экономический глобализм.
Социальные-
1)Демографическая проблема. 2)Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...). 3)Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных). 4)Этнические, конфессиональные конфликты.
Политические-
Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.
Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).
Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).
Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).
Духовные-
Деградация “массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.
Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).
Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.
Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.
3. Дайте определение:
КОНФРОНТАЦИЯ– жёсткое противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, социальных систем и т. п.
ЛОББИЗМ– давление на парламентарии путём личного или письменного обращения либо другим способом со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
БИЛЕТ №30
Заполните таблицу: США.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
президентско-парламентская республика | асимметричная федерация | Многопартийная (Двухпартийная) | Президент, Конгресс США(двухпалатный: Сенат(верхняя палата) и Палата представителей(нижняя)) | Барак Обама - 44-й президент, Джо Байден – Вице-президент |
БИЛЕТ №4
Виды власти.
В целом, политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2)верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы;
3)публичностью, т. е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4)моноцентричностью, т. е. наличием единого центра принятия решений;
5)многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т. п.
По широте распространения выделяются такие уровни власти, как: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т. п.; макроуровень— центральные органы государства; мезоуровень—региональные организации (областные, районные и т. п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства, а также по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарную тоталитарная.
БИЛЕТ №5
БИЛЕТ №10
Заполните таблицу: ИРАН.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Президентская республика | Унитарное государство | многопартийная | Высший руководитель Али Хаменеи Президент Махмуд Ахмадинежад |
БИЛЕТ №18
БИЛЕТ №1
Парламентская монархия.
Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему государству (Испания, 1981 г.). Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:
парламент избирается народом;
правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства (премьер министр в Великобритании фактически правит страной);
в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви – Великобритания).
Сущность и функции политической идеологии.
Впервые термин идеологии употребил в конце 18 в, Андре де Тресси. На протяжении 19 в. Последовательно сложились основные подходы к трактовке идеологии. Карл Маркс обосновал ее как импозорное сознание, которое возникает в результате обострения противоречий в рамках существующей общественно-экономической формации. Карл Мангейм трактовал идеологию как совокупность ложных представлений, источником которых выступают правящие элиты.Г. Моска, Р. Михелс, В. Парето гиперболизировали роль политической идеологии включением в нее и религиозного сознания и этического сознания.Большинство современных представителей политической науки рассматривают идеологию как некую доктрину, с помощью которой правящие элиты добиваются формирования общественного мнения и подчинения с ее помощью различных соц. групп и общностей. Основными функциями политич. идеологии являются:
-Мобилизационная. Идеология создает импульсы и мобилизует общество на практическую деятельность по достижению определенных идей.
-Презентационная. Идеология обеспечивает представление интересов конкретных социальных групп и общностей к политическим элитам для их экспертизы и принятия.
-амортизационная. Обеспечивая формирование определенного общественного мнения, идеология сглаживает социальную напряженность в обществе.
- интеграционная. Наделяя смыслом любое политическое действие идеология способствует объединению людей вокруг этой идеи.
-выражения и защиты интересов. Заключается в том, что главная задача идеологии не просто выражать и распространять идеи, но и добиваться принятия этих идей как можно более широкими социальными массами.
-теоретико-концептуальная. Обеспечивает преобразование представлений, мнений, установок в целостные теоретические учения.
Уровни функционирования политической идеологии:
-Теоретический. Проявляется в момент теоретических доктрин, концепций раскрывающих политические интересы наций, классов…
-Програмнополитический. Наличие политических программ, проектов, процедур и технологий отражающих интересы элит, малых соц. групп, групп влияния.
-Индивидуальный. Отражает степень усвоения человеком политической теории и политической идеологии и готовность его действовать в соответствии с этими принципами в конкретном месте и в конкретное время.
3. Дайте определение:
АБСЕНТЕИЗМ – добровольное уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; главной формой его является - неявка зарегистрированных избирателей на избирательные участки для голосования.
СЕПАРАТИЗМ – движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу.
4. Какой вклад в развитие политической науки внесли:
Г. АЛМОНД. Габриэ́льАлмонд (1911(19110112) —2002) — американскийполитолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Приобрёл популярность благодаря своим работам по теориям политической системы и политической культуры. Широко использовал концепцию «входа и выхода» в анализе политических систем и уделил много внимания изучению соответствующих функций. Алмонд хорошо проиллюстрировал связь между политическими ориентациями граждан и особенностями функционирования политической системы.
К.РИТТЕР.Карл Ри́ттер (1779-1859) — немецкий географ, один из основоположников современной географии. Пытался доказать определяющее влияние природы на судьбы народов, что способствовало формированию геополитики. Идеи Риттера во многом определили развитие географической мысли в 19 — начале 20 вв.
Заполните таблицу: ТУРЦИЯ.
Форма полит. правления | Тип гос. устройства | Тип партийной системы | Высшие органы гос. власти | Высшие должностные лица |
Парламентская республика | Унитарное централизованное государство | Многопартийная? | Президент Абдулла Гюль Премьер-министр РеджепТайипЭрдоган |
БИЛЕТ №2